Jun 26, 2012 02:29
Я представляла себе это так:
- Здравствуйте, я Ольга, я аэрофоб.
Группа слегка испуганных людей, нестройно и вяло:
-Привеет, Ольга...
Посреди этого паноптикума должна была сидеть сосредоточенная дама лет сорока, очень дипломированный психолог (на стенах в рамочках поблескивают сертификаты всех мыслимых институтов и семинаров), на лице дамы - смешанные чувства сострадания к падшим и решимость исправить ситуацию. Это заседание Общества анонимных аэрофобов, а я там - главный и самый безнадежный участник. Дальше - беседы, терапия, внушения, тонны денег, километры нервов и крутое пике самооценки (если среди читающих есть аэрофобы, простите за слово "пике", редактор его вырежет).
Так я думала, придя однажды к выводу, что дальше это продолжаться не может. Ну не могу я больше слышать "а я лечу в Таиланд" и думать: она это серьезно? Моя вменяемая и совершеннолетняя подруга собирается ЛЕТЕТЬ в Таиланд? То есть спокойно купит билеты, не глядя на тип самолета и название авиакомпании, сядет в самолет и полетит? Не думая о том, что это верный шаг в вечность? Не глотая седативные или еще какие-нибудь средства? Не замирая от любого движения самолета якобы вниз? Слушайте, да она еще ест в самолете, смотрит кино и даже спит, бесстрашная! Или наивная. Или сумасшедшая. Но я-то не такая.
Я могу всерьез планировать 60-часовое путешествие на отдых в поезде с ребенком. Там, думаю я, мы будем спокойно есть, смотреть кино и спать, не обращая внимания на стук колес и движения поезда якобы под откос. Мы прекрасно проведем время и без кондиционеров, в чудном купе, в окружении очаровательных детишек, их храпящих бабушек и отставных полковников без носков, направляющихся по профсоюзной путевке на курорт.
И ну его, этот берег турецкий. Зато я не буду слушать звуки двигателя и изучать лица стюардесс на предмет паники. Мне будет все равно, что и кому говорит начальник поезда (а вот о чем так долго и серьезно бубнит пилот чешских авиалиний, понятно сразу : "This is captain speaking.Это командир экипажа.Температура за бортом минус 50. Мы падаем. Спасибо, что выбрали нас. Желаю вам приятных последних минут. Аминь.")
А волшебные моменты турбулентности! А издевательские лица бортпроводников и ехидное :"Какой напиток желаете?" Хмм, пожалуй, уместнее всего стаканчик водки, а сверху кусочек хлеба, спасибо.
Ощущение себя чужой на чьем-либо празднике всего грустно. Но это ничто по сравнению с ощущением себя неполноценной. И когда тебе говорят: "Летим через три недели, билеты вернуть нельзя", первая мысль - и пусть нельзя, еду поездом. Можно ли сравнивать свою бесценную жизнь и какие-то там деньги за неиспользованные билеты? Мысль вторая: кто бы мог мне вправить мозги, товарищи? Доколе? Хочу стать полноценным членом общества и летать самолетами Аэрофлота!
Спасение явилось мне со страниц старого доброго Интернета. За полминуты я выяснила имя моего спасителя - Алексей Герваш. Пилот, авиапсихолог, специалист по лечению аэрофобии. Если Вы из антимонопольного комитета, не читайте дальше, пожалуйста. Дальше будет неприкрытая реклама, но я не могу иначе. Кроме шуток - если этот текст убедит кого-то в реальной возможности начать спокойно летать, я буду рада быть немного причастной к тому, чем занимается Алексей и его центр "Летаем без страха".
Вариантов несколько. Вы либо приезжаете на двухдневный семинар в Москву, где получаете возможность побывать в тренажере-симуляторе Boeing 737, либо покупаете DVD-курс. Со всеми деталями более компетентно желающих ознакомит сайт Центра (все сотрудники которого исключительно доброжелательны), я же докладываю о результатах.
Курс прибыл ко мне курьером за две недели до полета. Пять лет до того я не летала. Не собиралась лететь и в этот раз, не особо веря, что, просмотрев какие-то записи на дисках, преодолею свою сильнейшую неприязнь к самолетам. И вот сижу я перед монитором, благополучно пережившая полет на 767-ом до Варны, сама, своими ногами и почти без волнения зашедшая 6 дней назад на борт самолета, и спокойно осознаю, что через месяц лететь обратно. Да, я не очень хорошо перенесла первые полчаса полета - набор высоты и ожидание выключения сигнала "пристегните ремни", но в остальном все было куда как лучше прошлого раза. При этом я не пила ничего затуманивающего сознание, просто пользовалась методиками курса. Важно осознать, что аэрофобия - реальное психическое расстройство, это раз. Что оно поддается коррекции - это два. После этого изучить способы релаксации, упражнения, которые дает Алексей, пройти экспозиционную терапию (это третий диск, к этому моменту я совершенно спокойно смотрела на салон самолета, слушала шум двигателей и речь пилотов. Мозг начал перестраиваться потихоньку).
Никто не обещает сказочных перевоплощений из аэрофоба в фаната авиации. По крайней мере, сразу. Вот и я в первые минуты в самолете включила погромче айфоновские наушники с приложением "Летаем без страха". И голос Алексея заглушил рассказы бортпроводников о том, что делать в случае разгерметизации салона (что делать-то, кстати? :)) Потом телефоны пришлось выключить (даже авиарежим), но я продолжала слышать только "рас-слаб-ля-ем-ся"... Оглядываясь назад понимаю,что это все очень помогло. Последние 40 минут полета я уже чувствовала себя, как на лавочке у собственного дома, весело общалась с соседями и не заметила посадки :) И еще. Важно - у лечения есть особенность давать положительные результаты по нарастающей, от полета к полету. Дайте шанс своей нервной системе запомнить хороший, спокойный полет - и проблема растает на глазах. Ну уж точно станет менее серьезной.
Я вот собираюсь все-таки доехать до тренажера - больше из любопытства уже, правда. Уверена, что после этого не буду испытывать даже тени волнения при посадке в самолет. Хотя не контролировать лица окружающих, не вжиматься в кресло, не слушать двигатели - уже очень неплохо для меня. Увидев сегодня у знакомых детские платочки с символикой одной авиакомпании, даже умилилась - забавные картинки, символизирующие эволюцию летательных аппаратов от дирижаблей до современных лайнеров :) Ну и даже говорить нечего о том, как приятно ощущать потерянное было в борьбе с фобией самоуважение.
Еще раз мое большое спасибо и самые наилучшие Алексею Герваш и его команде.
P.S. Надеюсь, "Ижевские авиалинии" и производители "ЯКов" тоже выразили свою благодарность ;)
лечение аэрофобии,
курс Алексея Герваш