Кухонная война США и СССР: "Нужно, чтобы Хрущев держал "Пепси" в руке"

Feb 15, 2016 01:48






В короткий период хрущевской оттепели впервые с 1917 года Советский Союз и США договорились продемонстрировать достижения коммунизма и капитализма друг другу. В январе 1959 года президент США Дуайт Эйзенхауэр и генсек СССР Никита Хрущев начали подготовку к двум международным выставкам в Москве и Нью-Йорке.

Но вместо примирения, посетители заочно осыпали друг друга оскорблениями. Причем, некоторые из обвинений оказались справедливыми.



Русские в США




Первыми выступили мы. В июне 1959 года СССР привез в Нью-Йорк космический спутник, запущенный на орбиту в 1957 году, макет ледокола "Ленин", автомобили "Чайка", ЗИС-110,  ГАЗ-21 и "Москвич-407". Американцам показали макет "хрущевок", двухкомнатную квартиру на четырех человек и макет типовой кухни.






Фурор вызвал самый большой в мире пассажирский самолет Ту-114, который представлял сам Туполев.





На выставке были специализированные отделы "Оптика", "Медицина", "Радиотехника и телевидение", "Сельское хозяйство", "Книги", "Станкостроение", "Музыкальные инструменты" и многие другие.













Выставлялись произведения художников Павла Корина, Исаака Бродского, скульптуры Евгения Вучетича, Сергея Коненкова, работы Лактионова, Кукрыниксов и даже куклы из театра Образцова. Проходил показ моделей одежды. А пианист Ван Клиберн исполнил русские мелодии и песни на рояле "Эстония".






Выставку в центре "Колизей", работавшую в Нью-Йорке до конца июля, посетил 1 млн 100 тысяч американцев.

Несмотря на аншлаг, в книге отзывов осталось много комментариев, которые нельзя печатать в СМИ.

Самыми невинными были отзывы:

"Я думаю, что основной целью этой выставки была демонстрация средним американцам того, как им повезло быть американцами".

"Русская музыка для птиц. Если они выдержат"

"Я так и не увидел типичный русский дом (свалку) и ваш труд (в лагерях)".

Чудеса капитализма






Не известно, виновата ли западная пропаганда или все дело в беззаветной любви к Америке, но спустя 50 лет эту неприятную часть выставки - нецензурную реакцию рядовых американцев на советские достижения, - газета "Коммерсант" в описании тех событий пропустила.

Зато в  "Коммерсанте" очень подробно описана реакция советских граждан на ответную выставку американцев, которая открылась в Москве в июле 1959 года. Мол, американцы показали все ненастоящее.

Удивительно, но пропаганда ЦК оказалась отчасти права. Например, не существовал в США ни показанный робот-пылесос Roomba, ни чудо-кухня от Whirlpool.






На выставке было четыре демонстрационных кухни, но проект RCA / Whirlpool "Чудо Кухня" (технология "умный дом") был безусловно самым футуристичным.

Кухня была полностью автоматизирована и обещала сверхбыстрое приготовление пищи - пирог обещали испечь всего за три минуты. На больших телевизионных мониторах демонстрировалось происходящее в различных частях комнат (система наблюдения очень впечатлила Хрущева).

Представитель Whirlpool Джо Максвелл уже много лет спустя рассказал американской прессе, что в павильоне было установлено двойное зеркало, за которым сидел человек, и управлял приборами.

И робот-пылесос, и посудомойка были радиоуправляемыми.




"Они искали провода в полу, но все было проще - за стеклом сидел человек, который открывал дверцы, выдвигал полки, пока в павильоне девушка нажимала на кнопки. Тогда еще невозможно было создавать такие технологии", - признался он.

Не с пустыми руками ехала и администрация президента США. Специально для опровержения популярной фразы о линчевании негров президент Эйзенхауэр включил в группу из 75 русскоговорящих экскурсоводов четверых афроамериканцев.




Их пригласили в Белый дом и проинструктировали, что никаких нарушений прав человека и разделения по расовому признаку в Америке нет.

Когда противники сегрегации узнали, что будут демонстрировать советским гражданам в Москве, - в США начались массовые акции протеста. Сенатор Южной Каролины Стром Термонд был возмущен сценарием модного показа, на котором предлагалось дефиле двух афроамериканских моделей в свадебных нарядах. После протеста сенатора показательную свадьбу из шоу убрали.




Гиды на выставке - юноши и девушки от 20 до 30 лет, - во время путешествия из Монреаля в Москву постоянно проводили тренинги по ответам на неудобные вопросы: как в США относятся к расовой дискриминации, чем объясняется неравенство доходов населения и пр.

По словам одного из американских студентов-волонтеров, только половина членов группы были действительно студентами.

"Другая половина были из RAND Corporation, ЦРУ или различных государственных учреждений, которые были подсажены к нам", - рассказал участник делегации.




В интересном положении оказалась выставка современного искусства. Несмотря на то, что в США молодые художники попадали под запрет комитета по антиамериканской деятельности, с подачи ЦРУ эти же материалы признавались деструктивными для коммунизма, а потому вполне допустимыми. Ни одна даже самая спорная работа Джексона Поллока и других американских художников не была отвергнута.




Семь месяцев американская делегация строила в парке Сокольники выставочный павильон. В июле 1959 года москвичам привезли лидеров западного автопрома: концерны Форд, Крайслер, Дженерал Моторз. Торты пекли в кухнях Дженерал Электрик и Westinghouse; на вопросы посетителей отвечал компьютер IBM. Москвичам показали стиральные и посудомоечные машины, цветную кинопленку и рок-н-ролл.

Шок произвел проект Leisurama - панельные дома с одной или двумя спальнями, в которых было уже все готово - от ковриков до зубных щеток.





Агентство ТАСС по этому поводу заметило: "Показать такой типичный дом американского рабочего, это то же самое, что показать Тадж-Махал как типичный дом работника швейной фабрики из Бомбея или Букингемский дворец - типичный дом английского шахтера".

Дома Leisurama действительно продавались в США и стоили от $13000 до $17000 (сейчас некоторые дома сохранились, их продают за $500- 700 тыс) - всего их было построено около 200 в Нью-Йорке и Флориде.




Правда, проект был запущен лишь через четыре года после выставки в Москве, в 1963 году, и идея скоро прогорела из-за подскочивших цен на землю.

Впрочем, в 1960 , средний доход домашних хозяйств составлял $5620, поэтому дом за $13000 рядовая американская семья вполне могла позволить себе взять в ипотеку. Однако представленная на выставке бытовая техника конечно была не по карману рядовому жителю США.






За шесть недель выставку достижений капитализма посетили 2,7 млн граждан. Благодаря публикациям в "Правде", большинство экспонатов вызвали у москвичей недоверие.

Тем не менее, на книжной экспозиции посетители растащили всю зарубежную литературу. А компания General Mills написала в своем блоге , что отправила в Москву семь тонн продовольствия - образцы выпечки. Большую часть продукции посетители съели.








Американские студенты у стендов специально отворачивались, чтобы посетители могли незаметно брать с полок готовые вкусные десерты.

Одним из наиболее популярных экспонатов в Сокольниках был компьютер IBM RAMAC 305, он был предварительно запрограммирован, чтобы ответить на 4000 вопросов об Америке в любой сфере жизнедеятельности, - на русском языке.




Среди вопросов были простые, ответ на них занимал до полутора минут: "Сколько стоят американские сигареты?" и "Что такое джаз?" А вот вопрос "Сколько негров были линчеваны в США с 1950 года?" был одним из самых часто задаваемых и сложных для дипломатичного ответа.

***

Если США интересовала идея политического проникновения капитализма в СССР путем организации международных выставок, то Советский Союз надеялся ослабить торговые санкции, наложенные на СССР со стороны американцев.






Компания Coca Cola и многие другие корпорации США считали мероприятие пустой тратой денег и времени.  А вот тогдашний гендиректор Pepsi Дональд Кендал увидел возможность поднять продажи своей продукции в Америке (дела у компании тогда шли не очень хорошо) за счет участия в советской выставке.

"Я сказал Никсону, что мне нужно, чтобы Хрущев держал "пепси" в руке. Он сказал: "Не волнуйтесь, я принесу ее Хрущеву". Когда Хрущев попробовал Пепси, он радостно объявил, что в СССР напитки вкуснее, вспоминает Кендал.

"И он стал раздавать Pepsi всем людям вокруг, чтобы они попробовали. Наш слоган тогда был "Общайся, пей Пепси". И по всему миру появились плакаты с Хрущевым, раздающим Пепси, с заголовком "Хрущев учится общаться".

Директор Pepsi надеялся на рост продаж, а вице-президент Никсон надеялся усилить свои позиции к президентским выборам: впервые по всему миру велась цветная телетранслчция  "кухонных дебатов" между Никсоном и Хрущевым, в которых американский вице-президент одержал верх.

"Америка достигла этого уровня за 150 лет существования, - парировал Хрущев, - Мы существуем меньше 42 лет, нам необходимо еще только семь лет, чтобы выйти на тот же уровень, что и Америка. Когда мы догоним вас, мы вам помашем рукой и пробежим мимо".









Отзывы рядовых советских посетителей были более дипломатичны.

"Все, что было показано на выставке - кухни, дома, пылесосы, - все это у нас уже есть. А если этих предметов пока недостаточно, то в ближайшее время у нас будет их больше".

"Недостаток произведенной продукции в том, что вы не показали, как вы ее произвели"

Показ мод вызвал у советских граждан недоумение: "Они все такие тощие, почему ваши женщины голодают?"

Самое большое впечатление произвели автомобили: "Я хочу купить вашу машину!"

Культурный обмен




В сентябре 1959 года Никита Хрущев совершил первый визит советской делегации в США, его поездку освещали 5000 журналистов - рекордное число репортеров. Тогда Хрущеву не удалось договориться ни о снятии с СССР санкций, ни о прекращении ядерных испытаний, зато он встретился с фермерами и посетил Голливуд и Диснейлэнд.












В том же 1959 году в Москву приехал французский дом мод Christian Dior.










А в 1960 году советский фильм "Баллада о солдате" Григория Чухрая получил гран-при фестиваля в Сан-Франциско, и советские актеры впервые посетили США - их визит репортеры Life  назвали "Русские покорили Америку", сопроводив заглавие снимком Владимира Ивашова и Жанны Прохоренко в ковбойских костюмах.





Одако ни выставки, ни визиты не смогли разрядить холодную войну: два десятка полетов американских самолетов-шпионов над СССР, один сбитый разведчик U2, кубинский ракетный кризис и серьезная угроза ядерной войны, поставили крест на "кухонных дебатах".




Но все же, кое-что удалось.

Pepsi стала продавать свои напитки в Советском Союзе с 1972 года, когда Никсон стал наконец президентом США (по двустороннему соглашению в Штатах в обмен на пепси стали продавать русскую водку).

А восемь советско-американских пар, познакомившись в Сокольниках в 1959 году, поженились.

"Мы пытались показать на выставке то, как мы видели будущее", - сказал представитель Whirlpool Джо Максвелл. Когда он приехал в Детройт в середине 1950-х годов, этот город был местом притяжения всего нового. Люди со всего мира приезжали на работу в город автомобильных гигантов. В культурном отношении Детройт был далеко впереди от Советского Союза, уверен Максвелл.

Тогда никто не мог себе представить, что через 50 лет Детройт станет похож на самые страшные районы советских городов в послевоенные годы.














ССЫЛКИ

http://www.kommersant.ru/doc/495875

http://paleofuture.gizmodo.com/the-all-american-expo-that-invaded-cold-war-russia-550628823

http://www.eatmedaily.com/2009/09/william-safire-and-the-kitchen-debates-the-model-kitchen-at-the-american-national-exhibit-in-moscow-1959/

http://samsebeskazal.livejournal.com/123339.html

propaganda, Никсон, Хрущев, exhibit, США, оттепель, холодная война, khrushchev, cold war

Previous post Next post
Up