БУК ополченцев не достал до Боинга. Мы узнали, почему.
(
In English )
Расстояние между предполагаемым украинскими спецслужбами местом пуска ракеты и точкой попадания в Боинг - гораздо больше максимально допустимой дальности поражения комплекса БУК. А высота, на которой летел Боинг, была недоступна для обзора РЛС установки.
На карте помечены точка последнего сеанса транспондера Боинга и точка запуска ракеты с комплекса БУК. Также отмечено место съемки той самой фотографии с белым шлейфом - след идет почти вертикально, т.е. ракета действительно шла по курсу месторасположения фотографа из Тореза. Грузовики на карте - это маршрут движения грузовика Volvo с утра 17 июля в г. Донецке до 13.20 по местному времени в г Снежное. По версии СБУ, в течение следующийх трех часов БУК находился в районе запуска ракеты
Когда БУК поразил БОИНГ - 13.18 UTC или 13.19.56 UTC
Нам известны координаты последнего сигнала транспондера самолета - в 13.18 по мировому времени (16.18 по Киеву) Боинг пролетал над Горловкой position N48.28 E38.08 (источник
ЗДЕСЬ ) через две минуты Боинг пропал с радаров.
avherald.com - наиболее точный авиационный ресурс по всем авиапроисшествиям в мире. Он указывает last position на 13.18UTC - это момент пролета самолетом Горловки - Енакиево.
Составить маршрут полета можно также по показаниям с сайта Flightradar и расшифровке самописцев в
Dutch Safety Board report где идут метки последнего ответа экипажа в 13.19.56 UTC (момент пролета Боинга над Енакиево-Красный луч, ближайшее место - поселок Новоорловка).
Вычислим географическое место последней точки неаварийного полета Боинга согласно речевому самописцу - 13.19.56. Скорость Боинга - 250 м.с. Координаты 48.1767 38.3866 - это геоданные с сайта Flightradar, зафиксированные в 13.19.16 UTC. А через 40 секунд после этого, пролетев еще 10 км, экипаж перестал отвечать на команды диспетчера - это было в районе поселков Новоорловка, Петропавловка и Красный луч.
СЛЕД В ПЕРВОМАЙСКОМ
Место предполагаемого запуска ракеты комплекса БУК было установлено по фотографии СБУ, полное изображение которой
опубликовано на днях в Голландии.
Согласно данным СБУ, запуск был произведен 17 июля в районе Тореза.Британские журналисты из Daily Telegraph нашли место, где была выжжена земля - в районе Первомайского, в поле.
Координаты позже были установлены украинскими блогерами. 47.973970, 38.764119
Нам известно из сведений СБУ и показаний фотографа, что съемка велась через минуту после удара по самолету с одного из балконов жилых домов, расположенных на окраине города Тореза, в третьем микрорайоне.
Жилые дома в третьем микрорайоне Тореза. По версии советника главы МВД Украины Антона Геращенко, съемка запуска БУКа проводилась отсюда.
Направление съемки - улица Тельмана, рядом с шахтой Лутугина, чуть левее террикона (есть на фото в правом углу).
1- Шахта Лутугина 2- третий микрорайон Тореза 3 - Улица Тельмана 4- Улица Коммунаров 5 - Центральная обогатительная фабрика Киселева (ЦОФ)
Вот как эти ориентиры выглядят на карте. Желтая линия - бывшая канатная дорога. Красная стрелка - направление на Снежное, синяя - на Первомайский. Помечены улицы Тельмана, переулок Коммунаров, а также опознавательный знак - террикон шахты.
Достанет ли БУК до Боинга?
Рассчитаем расстояние между Боингом и БУКом в момент поражения ракетой. Если выложить координаты самолета с последней позицией транспондера 13.18 UTC и координаты установки БУК в Первомайском на карту, то мы получаем дальность полета ракеты - 61 км.
Если исходить из того, что Боинг был поражен ракетой в 13.19.56 UTC, после ответа экипажа диспетчеру, то между самолетом и БУКом в Первомайском было уже 25 км.
Боинг пролетает в минуту 15 км, в секунду - 250 м. Скорость ЗУР БУК 800-850 м/с во время активной фазы полета (она пролетела 25 км до самолета более чем за 30 секунд. (Время работы двигателя ракеты может составлять в зависимости от ее вида от 15 до 20 с). В характеристиках зенитно-ракетного комплекса указано, что реакция БУКа от момента захвата цели до выстрела - еще 22 с. Итого 52 с.
За время после нажатия ополченцами кнопки "Пуск" и полета ракеты до цели самолет пролетел 13,7 км. То есть, когда расчет БУКа запустил ракету, Боинг находился от него в 39 км.
ВЫВОД: Установленное нами расстояние от Боинга до Первомайского по горизонтали в момент полета ракеты и поражения БУКом - от 39 до 60 км. А предельная дальность ракеты БУК-М1 - 32 км.
И даже если бы Боинг находился еще ближе в момент ракетного удара - 13.20.03 UTC, вероятность поражения цели на высоте 10 км и удалении больше 20 км - всего 30-40%.
В комплексах БУК-М1 обычно используются ракеты 9М38М1 (дальность поражения цели 32 км), хотя теоретически могут быть использованы новые ракеты 9М317 (дальность до цели 45 км), однако известно, что на украинских БУКах использовались ракеты 1983 года выпуска. (
источник)
Наконец, время работы двигателя ракеты - 20 с. Этого хватает на активный полет до 17 км, после этого ракета движется по инерции.
Еще одна характеристика определения дальности комплекса БУК М и БУК-М1. Показатель дальности обнаружения цели по курсовому параметру составляет всего 22 километра.
(
ссылка на источник)
UPD в комментариях поправляют, что курсовой параметр не имел в данном случае решающего значения, поскольку он определяет проекцию кусра цели, а не горизонтальную дальность цели. А по курсу БУК и Боинг практически совпадали.
БУК НЕ ВИДЕЛ БОИНГ
Если исходить из правила прямоугольного треугольника, то при высоте самолета (катет) 10 км и максимально дальности поражения (гипотенуза) 45 км, угол места составляет 12 градусов, а дальность до БУК по горизонтали - 43 км.
Однако РЛС установки СОУ 9А310М1, действующей в автономном режиме, не могла обнаружить самолет при таких параметрах.
Согласно характеристикам РЛС 9С35, установленной на самоходной установке, дальность обнаружения на высоте более 3000 м достигает 70км, однако зона обзора РЛС по углу места всего 6..7 градусов (на СОЦ Купол - 40 градусов).
Система координат обзорной РЛС: а-азимут; B -угол места; R-наклонная дальность
Применяем формулу прямоугольного треугольника. Вычисляем, на какой высоте должен был лететь Боинг, чтобы РЛС могла обнаружить его на дальности 45 км. Катет равен гипотенузе, умноженной на синус противолежащего угла. Катет 45 км, угол 7. На этой границе поражения цели самолет должен был лететь на высоте не более 4,5 км, чтобы быть видимым РЛС. Даже на дальней границе в 70 км РЛС видит только на высоте 7 км. Однако Боинг летел на высоте 10 км.
Чтобы быть обнаруженным на высоте 10 км с углом места 6-7 градусов, расстояние Боинга до установки БУК должно было достигать 80 км, что выходит за пределы возможностей РЛС.
P.S. В официальном отчете указана другая точка положения Боинга last FDR - в районе Петропавловки - 13.20.03 UTC.
Однако FDR - это момент окончания полета, а не момент начала развития на борту аварийной ситуации. Нам известно, например, что в 2001 году после попадания ракеты С-200 в самолет ТУ-154 над Черным морем, бортовые самописцы зафиксировали переговоры между пилотами "Куда попало?", а также известно, что на высоте 6 тыс. м пилот другого самолета наблюдал падение Ту-154 - через три минуты после попадания в самолет ракеты.
Обрыв записи параметрического самописца в 13.20.03 UTC, который фиксирует работу основных узлов и агрегатов, не означает мгновенное разрушение Боинга от ракеты. После попадания ракеты он продолжал полет, разрушение конструкций началось лишь на высоте 2 тыс. метров.
И только еще через 25 минут после обрыва связи, в 13.45 UTC (16.45 по киевскому времени) сработал аварийный маяк Боинга, который указывает место падения.
in Google Earth