Оригинал взят у
seashellfreedom
В обывательском сознании существует путаница между понятиями «машинальность» и «автоматичность».
Машинальность - это непроизвольность, слепая подчинённость жёстким причинно-следственным связям.
Автомат, же, автоматон - это буквально само-по-себе-случаемость.
У Аристотеля в «Физике» автоматон - один из двух видов случая (как особой причинности), наряду с тюхе. Автоматон - это то, что случается свободно от наличных причин.
Аристотель даже приводит некое мнение, что и само божественное Небо можно считать автоматоном.
Ещё раз: ключевое в автоматоне - это его свобода.
Он действует сам по себе.
Поэтому в технике автомат - это такое устройство, которое включил, а дальше оно само, не надо постоянно на кнопки жать и рычаги дёргать.
Автомат условный, конечно, потому что электрический.
Восходит такое понимание к самодвижным «железным мужикам», созданным на забаву почтенной публике.
Отсюда, кстати, древний страх людей перед автоматами - големом, чудовищем Франкенштейна, терминатором, Матрицей.
Человек надменно думает, что это тупая железяка, нечто привычное и понятное, а она, вдруг, ни с того ни с сего, сама по себе, ка-а-а-ак!.
Машины восстают, потому что они и не были никогда машинами.
Они - автоматы.
Они свободны.