exercises in political theology

Apr 07, 2017 22:42

Оригинал взят у rencus


Разбираясь же с феноменом папской (или "клюнийской") революции, приходится сделать вывод, что монархию европейского типа, т.е. социальный институт, предполагающий авторитет и даже святость должности, а не физлица, как было прежде, на практике это значит короны или тиары, а не головы, которую она увенчивает (или престола, а не особы, которая на нём восседает), изобрели в церкви, а не при дворе светских правителей, которые только последовали за римской церковью как региональным политическим лидером


Это, действительно, была революция, потому что в результате привычная модель отношений между церковью и первосвященником (или, соответственно, монархом и народом) была инвертирована: тот, кто прежде был представителем церкви в её общении с Богом, стал представителем Бога в Его общении с церковью, а это и есть суверенитет.

Тут, конечно, не очень понятно, как и почему происходила диффузия образца, разумно предположить, что римская церковь выполняла функции "смотрящего", т.е. общепризнанного и авторитетного модератора, арбитра или гаранта соглашений, границ и баланса интересов, обеспечившие ей региональную гегемонию, но это уже вопрос историкам...

Человеческий мир, Мнение, История

Previous post Next post
Up