НЕПОСЛУШНОЕ ДИТЯ БИОСФЕРЫ Часть №1 Передвижение на двух ногах (его называют бипедия) имеет много недостатков. Из-за бипедии мы бегаем медленно и неловко, почти любое четвероногое может нас догнать. Не можем в случае опасности стремительно взобраться на ствол дерева, как обезьяны. Да и вообще лазать по деревьям нам трудно и рискованно. А там много вкусного - фрукты, орехи, яйца птиц. Неудивительно, что на Земле нет других видов двуногих млекопитающих.
Прямохождение делает его руки свободными.
Для чего? - Для изготовления орудий и их ношения.
Хождение на двух ногах, изготовление орудий и развитие разума казались тесно связанными.
Но вот палеонтолог К. Джохансон нашел в 1974 г. в Африке, во впадине Афар, скелет человекообразного существа (гоминида), названного афарским австралопитеком.
А между собой палеонтологи назвали его Люси. Позднее были сделаны и другие находки, относящиеся к тому же виду.
Это была не просто сенсация, это была революция: жившая 3 млн лет назад Люси ходила на двух ногах!
Когда изучили скелет Люси, выяснилось, что ходила она на двух ногах не кое-как, а полностью выпрямившись.
«Конструкция» Люси непригодна для хождения на четвереньках и лазанья по деревьям. «Она не просто умела ходить на двух ногах, но это был для нее единственный способ передвижения», - такой вывод недавно сделал анатом К.О.Лавджои после тщательного изучения всего ископаемого материала.
Итак, человек не сам стал двуногим.
Он произошел от двуногого животного.
Почему за много миллионов лет до этого события возникла бипедия - уже совершенно другой вопрос, и относится он к сфере зоологии.
Сравнительно недавно асимметрии полушарий у человека физиологи стали придавать очень большое значение, считая, что она указывает на развитие в одном из полушарий новых структур, связанных с абстрактным мышлением.
Среди млекопитающих асимметрия - особенность человека.
За это же ухватились и философы, утверждая, что асимметрия может указывать границу между разумом и неразумом. Но зоологи и тут им «подгадили». Они нашли асимметрию полушарий у некоторых птиц - от попугая до канарейки. Оказалось, что связана она со звукоподражанием и сложной системой звуковых сигналов, запоминаемых и воспроизводимых птицами.
Возьмем это на заметку.
Ведь, возможно, и прямостоящий человек был имитатором звуков и употреблял сложную систему звуковой сигнализации, основанную не только на врожденных сигналах.
Ясно, что у этого вида сильно возросла доля мяса в питании, но какую часть этого мяса он получал в результате охоты - неясно. Анализ костей животных, сохранивших следы обработки, показал, что в основном это кости трупов.
То есть главная специализация ранних гоминид шла по пути поедания трупов животных.
Чтобы медленно ходящий человек смог успешно освоить трупоедение, он должен был не просто бродить по саванне в поисках трупа, а следить за поведением птиц и зверей, разгадывать его, угадывать направление, в котором идти. Сбегаться на труп нужно было стадом, следовало окружить его плотной обороной, быстро разделать на части и унести. Так как собирательством занимались поодиночке и на большом пространстве, а весть о появлении трупа поступала неожиданно, члены группы должны были поддерживать между собой связь на расстоянии и передавать друг другу довольно сложную информацию. Не нужно забывать и о том, что для
хорошего умственного развития ребенка он обязательно должен получать пищу животного происхождения.
В ранний период совершенствование приемов охоты не давало человеку сильных преимуществ, ведь африканские животные эволюционировали с ним вместе и успевали приспосабливаться к его хитростям. Но вот когда человек со своими сложными приемами охоты выселился за пределы Африки, не знавшие его животные оказались беззащитными, а охота на них - очень результативной.
За пределами Африки в новых условиях сезонности климата, быстрого расселения по разнообразным стациям, освоения новых приемов охоты на новых животных естественный отбор совершенствовал в основном социальную структуру, поведение и сложную умственную деятельность. Возросли агрессивность, предприимчивость и изобретательность.
Все большую роль в приспособлении людей к меняющимся условиям жизни начала играть речь.
Она позволяла передавать от поколения к поколению быстро возрастающий и любой по содержанию объем информации.
Постепенно ценность этой информации стала важнее информации, передаваемой с генами.
В результате успех особи, группы, популяции у человека стал зависеть не столько от совершенства набора генов, сколько от уровня и характера знаний людей.
Перед лицом такой ситуации естественный отбор утрачивает свои возможности совершенствовать вид.
Человек невольно связал отбору руки и в результате так и остался во многом недоделанным, незавершенным, неотшлифованным.
Расы человека
Расы человека - результат расселения на новые территории маленьких групп людей, приносивших с собой не весь генофонд человека, а какую-то его случайную часть.
То есть расы - не результат приспособительной эволюции в новых условиях, а случайный продукт малых выборок.
Попросту говоря, узкий разрез глаз у монголоидов - не приспособление к мифической пыли в мифических пустынях их древней родины; белая кожа, светлые глаза и длинные носы европеойдов - не приспособление к снегам и яркому свету их мифической северной родины, как не приспособление к холоду и обильная волосатость айнов. Все это случайные признаки, принесенные немногими членами - основателями расы - и усилившиеся вследствие близкородственного
скрещивания между ними.
Умного ребенка не так-то просто родить
Мы привыкли думать, что все эволюционные проблемы человека связаны с «мужчиной тружеником», что наша эволюция определялась тем, как отбор решал мужские проблемы. Но это не так.
Эволюция женщины была более трудной, и она важна тем, что без решения естественным отбором «женских проблем» ничего бы не получилось.
Плата за расширение таза очень велика.
Поэтому отбор расширил таз только-только и ничуть больше.
В сущности для родов женский таз недостаточно широк. Голова плода проходит через родовой
канал трудно, с несколькими поворотами. Роды у человека очень тяжелые, если сравнивать с другими животными.
Расширение таза весьма усилило вечную проблему: женщины стали слишком отставать от мужчин при переходах (их приходилось ждать), а при нападении хищника мужчины вынуждены были
отвлекать на себя опасность, обеспечивая убегающим женщинам фору. О том, что они так поступали, свидетельствует импульсивное поведение современного мужчины.
Если он идет с женщиной и на них неожиданно напали, он инстинктивно кричит ей: «Беги», а сам пытается задержать противника. Если же женщина не слушается команды, она сковывает его свободу действия и вызывает вспышку гнева. Если же опасность встречают двое бегающих с разной скоростью мужчин, бегство более медлительного не предполагается и воспринимается как предательство.
Для охоты и прочих серьезных дел мужчины теперь были вынуждены образовывать однополые группы, а женщин оставлять в безопасных местах. А раз так, значит, их несомненно подкармливали. Зная самцов гоминид, любой зоолог скажет, что из одной жалости к самкам они этого делать не могут. Их нужно как-то заставить, причем не принуждением.
Тут уж без группового брака не обойтись.
Каменные орудия
Все мы привыкли думать, что каменные орудия - неоспоримое доказательство того, что тот, кто их создал, был наделен разумом.
Но попробуем быть осторожнее, позволим себе усомниться.
Что мы видим?
Прежде всего, что орудия орудиям - рознь. Неолитические орудия - сложной формы, очень разнообразные и предназначенные для очень хитроумного применения - сделаны человеком, никак не менее умным, чем мы с вами.
Их возраст - тысячи или несколько десятков тысяч лет, и изготавливали их представители одного с нами вида - разумного человека. Мне такого орудия никогда не сделать, я даже не знаю, с чего начать.
Надо долго учиться у мастера.
Так что с неолитическими орудиями все ясно.
На примере многих видов животных видно, в каких случаях естественный отбор происходит в направлении увеличения мозга и повышения интеллектуальности животных:
Во-первых, это сложная и разнообразная среда обитания, причем такая, в которой нужно и можно многое предвидеть и на многое реагировать нестандартно. Саванна Восточной Африки была для , прямоходящих приматов такой средой.
Во-вторых, питание такой пищей, которой в природе не «навалом» и в добывании которой приходится конкурировать с другими, более приспособленными для этого видами. Причем питание разнообразным набором сортов пищи. Очень многие собиратели сообразительны по этой причине. Человек - тоже собиратель.
В-третьих, добывание пищи должно требовать сложных манипуляций. По этой причине умны попугаи.
В-четвертых, наличие видов, собирающих пищу впрок и прячущих ее в укромных местах. Эта сторона ума очень развита у ворон, например. Еще лучше, если вид к тому же разгадывает, где спрятаны чужие запасы. И этим человек всегда занимался.
В-пятых, жизнь в сложно построенной группе. Умные дельфины живут в очень простой среде, питаются глупой пищей и не манипулируют, но их социальные контакты сложны и разнообразны. Социальная структура человеческих групп всегда была сложной и противоречивой.
В-шестых, необходимость использовать сложную систему взаимной сигнализации. И это для человека было неизбежно.
В-седьмых, рождение несамостоятельных, медленно растущих детенышей, которых учат всему перечисленному выше.
Наконец, наличие достаточного досуга для игр, исследовательской деятельности, наблюдений и размышлений.
В таком комплексе благоприятных условий орудийная деятельность может занимать определенное место, но одна она ни к чему из ряда вон выходящему не приводит. Так что фраза «труд создал человека» не многим лучше фразы «досуг сделал человека».
Громадным же отрывом от остальных животных человек больше всего обязан речи.
Великий Загонщик
Все мы воспитаны в представлении о том, что предки человека всегда были охотниками. Но, как уже говорилось выше, современные данные говорят о другом: длинный ряд предков человека жил собирательством, да и наша естественная экологическая ниша - собирательство.
А как же охотничий период?
Он переносится с начала предыстории человечества на ее конец. Но от переноса он не стал ни менее важным, ни менее интересным в понимании становления разумного человека.
Охота на крупных животных, причем коллективная, - открытие разумного человека. Оно произошло в Африке. Но тамошним охотникам особой выгоды не давало: африканские животные хорошо знали человека, его повадки и успешно приспосабливались к его охотничьим ухищрениям.
Успех пришел, когда некоторые группы охотников проникли в степи Ближнего Востока, а оттуда еще севернее. Тамошние крупные животные охотников не знали и к встрече с их коварными приемами охоты были совсем не подготовлены.
Охота на них оказалась очень удачной.
Охота на крупных зверей стала и причиной быстрого расселения человека на Земле.
Когда первые группы охотников попадали в новые места, обитавшие там животные ничего не знали об их приемах охоты и не боялись людей.
Добыча доставалась легко.
Но проходило какое-то время, из-за перепромысла зверей оставалось все меньше и меньше, да и становились они все более осторожными.
Тут возникла дилемма: либо смириться с этим и продолжать охотиться в тех же угодьях, либо идти вперед, «в край непуганых птиц».
Зачастую часть людей оставалась, а часть - уходила. Естественно, что оставались консервативные, нерешительные и непредприимчивые. В дальнейшем оставшиеся могли либо вымереть, либо освоить другие источники питания, в том числе и вернуться к собирательству, либо придумать новые способы охоты и орудия лова, против которых звери
некоторое время были беззащитны.
В новые места устремлялись самые решительные, предприимчивые и активные. Однако через некоторое время повторялось то же самое, и опять выделялась группа предприимчивых, которая уходила вперед, на поиск новых, неизведанных земель.
Расселение сопровождалось естественным отбором на предприимчивость и другие подобные качества. Если на старых землях изобретали новый способ охоты на редких и осторожных
животных, оттуда начиналась повторная волна расселения.
За несколько десятков тысяч лет умственные способности этих людей поразительно развились (раньше их недооценивали), их организованность, способность к слаженным коллективным действиям, изобретательность выше всяких похвал.
Судите сами.
Одним из главных методов охоты был загонный (за что ученые и назвали его создателей Великими
Загонщиками). Для этого планировалось на местности и строилось громадное сооружение - ловушка.
На Ближнем Востоке с воздуха обнаружены десятки ловушек на джейранов - изящных, быстроногих газелей, кочевавших когда-то несметными стадами по степям нынешних Сирии и Иордании. Ловушка завершалась каменным мешком около 150 м в поперечнике.
К мешку пристроены дополнительные загоны и камеры. От входа в мешок тянутся на несколько
километров (!) две расходящиеся каменные стенки. Охотники загоняли стада джейранов в гигантский проход между стенками, гнали по сужающейся воронке, а дальше через узкий проход загоняли в мешок. Ловушки сложены из больших каменных плит и валунов.
В Туркмении с воздуха обнаружены сходные ловушки, но там за неимением камня стены строили из земли. Можно не сомневаться, что чаще всего ловушки делали из дерева: деревянные конструкции видны на многих наскальных рисунках.
По сравнению с этими сооружениями постройки первых землевладельцев - творения карликов.
Охота невероятно расширила доступный каждому человеку мир.
Бригады уходили в походы на многие десятки километров.
От тех времен остались камни с указателями - стрелами и какими-то знаками. А на стенах
пещер - счетные знаки, которые долго принимали за культовые.
Некоторые непонятные рисунки на скалах могут оказаться на деле планами местности. В это же
время появились и лунные календари с насечками по числу дней, а над ними фазы луны.
Ученые долгое время думали, что календарь - изобретение земледельца.
Однако оседлому земледельцу лунный календарь совсем необязателен. Для него больше подходит фенологический календарь: когда какое растение зацветает, когда какая птица прилетает и т.п.
А вот охотникам лунный календарь очень нужен.
Хотя бы для такого простого случая: одна бригада пошла одним путем, другая - другим. Договариваются встретиться в таком-то месте.
А как договориться, когда будет встреча?
Проще всего по фазе луны.
Дети охотников росли смышленые, потому что ели мясо в достаточном количестве. И послушные,
потому что хотели попасть в бригаду охотников, а это было не просто, туда брали не всех.
Дети и теперь приходят в восторг, начинают радостно кричать и прыгать при приближении к ним
группы вооруженных мужчин, к примеру солдат.
Это тот же восторг, с которым встречали возвращающихся с охоты мужчин.
После всего сказанного как вы теперь отнесетесь к философам, утверждавшим, что у охотников был матриархат?!
Когда кончились крупные звери, кончились и Великие Охотники Больших Загонов. Сменившие их полусобиратели-полуохотники и немножко земледельцы усвоили лишь часть достижений предшественников, создавших, как теперь выясняется, начала счета, геометрии, астрономии, календарь, каменное, земляное и деревянное строительство, украшения и многое другое. Вокруг непонятных сооружений охотников, сложенных из таких каменных глыб, что и вдесятером с места не сдвинешь, новое население создало легенды про живших когда-то на Земле великанов.
И еще от них остались фрески - от маленьких в тесных пещерах до гигантских многоцветных
полотен на скалах в Северной Африке. Рисовать и ваять впервые в истории человечества начали
тоже охотники.
И как рисовали!
Рисовать животных лучше них просто невозможно.
Каннибализм
В зоологии каннибализм - поедание особей своего вида.
Что же такое каннибализм?
Следствие голода?
Нехватки белков?
Форма охоты?
Животный атавизм?
Заблуждение отставших в своем развитии народов, своего рода болезнь?
Ритуал, порожденный какими-то религиозными представлениями?
Этнографы и историки, которых каннибализм всегда смущал, просили зоологов поискать оправдание этого преступления в поведении обезьян.
Оказалось каннибализм не обезьяний грех.
Если это не обезьяний грех, то может быть, он достался нам от прямых дочеловеческих предков?
Умелый человек без греха.
Следующий вид - прямостоящий человек - обгладывал кости вовсю, но он питался трупами животных и настоящим охотником не был. Человеческих костей в его кухонных отбросах не
найдено.
Видимо, и он безгрешен.
А вот от каннибализма разумного человека никуда не денешься.
Человеческие кости в мусорных кучах людей каменного века находили часто и повсеместно.
Все кости хранят на себе следы каменных орудий, которыми их разрубали, срезая мясо.
Оказалось, что человек и зверь разделывались по одной схеме, одинаково разрубались на куски.
Кости человека хранят следы соскабливания мяса, а крупные кости раздроблены, чтобы добраться
до мозга. «Это свидетельство общепринятого регулярного каннибализма у людей каменного века».
Итак, людоедство - позднее, эволюционно молодое приобретение, видовой признак разумного человека.
Чтобы быть процветающим людоедом, нужно, чтобы у вида не только был до минимума сведен
инстинктивный запрет «не убий!», но и снят еще один существующий у многих животных физиологический запрет - чувство отвращения к внешнему виду, запаху и вкусу мяса собственного
вида. Оно должно как минимум смениться равнодушием к виду человеческих обрубков, а как максимум - это кровавое зрелище должно стать приятным.
Недаром многие сомневаются в безвредности показа в кино и по телевидению игровых сцен
насилия и убийства, а специалисты хорошо знают, что документальный показ по телевидению трупов и крови должен быть очень редким явлением и всегда сопровождаться позитивными действиями общества. В противном случае люди не только перестают возмущаться происходящим,
но и находят это зрелище приятным и желанным, особенно если им показывают трупы врагов,
которые, как известно с незапамятных времен, «приятно пахнут».
В правоте сказанного мои соотечественники, к сожалению, убеждаются теперь ежедневно.
Если людоедство - свойство нашего с вами вида, то понятно, что только жестокое подавление этого инстинкта сдерживает его реализацию.
Сначала людям удалось перестать людоедствовать каждодневно. Но по праздникам все же когнибудь да съедали. Потом уже не убивали, а только пускам кровь. Потом по обычным праздникам жертву заменяли животным, а по великим - пускали кровь.
Боги тут очень пригодились для самооправдания: жертвы приносились как бы им.
Потом и эти жертвы заменили изображением плоти и крови из подходящих растительных
продуктов. Подавление людоедства у самых развитых народов завершилось уже в письменный период, и поэтому до нас дошло много свидетельств и в прозе, и в стихах, и в скульптуре.
Когда волчица, играя с волчонком, или самка шимпанзе, играя с детенышем, покусывает их,
те только веселятся. Они инстинктивно знают, что мать их не съест.
Но когда женщина, покусывая своего маленького ребенка, говорит: «Съем!» - он пугается. И когда чужой взрослый дядя говорит то же самое ребенку постарше, тот воспринимает это всерьез. Потому что инстинктивная программа ребенка знает: вполне могут и съесть, дело у людоедов нехитрое. Сны о людоедах - одни из самых распространенных детских кошмаров. Сказки о них - одни из самых обычных. Да и среди взрослых фильмов-ужасов людоедская тематика очень даже представлена, теша наше подсознание.
Путешествие в мир предков
В книгах, написанных 50-100 лет назад, много внимания уделялось «дикарям», продолжавшим жить как бы в каменном веке. Ныне же научный интерес к ним сильно поуменьшился.
Почему?
Раньше думали, что «отсталые» народы донесли до нас образ жизни, строй мысли и верования доисторических людей.
Это было заблуждением.
Отсталые народы не просто отстали от других, они либо вторично деградировали, либо когда-то пошли по неудачному пути, заведшему их в тупик.
А магистральный путь человечества через эти тупики не проходил. Он был во многом иным.
Что характерно для отсталых народов?
В первую очередь интеллектуальный застой, страшный консерватизм, отсутствие изобретательности, зачастую поразительная нелогичность мышления. Зато необычайно развиты всякого рода ритуалы, запреты, табу, причем в большинстве своем совершенно нелепые. Их суеверия образуют какие-то нагромождения и почти не соответствуют картине мира. Их общественная организация бывает либо невероятно вычурной, либо крайне упрощенной, но всегда какой-то несуразной.
В прошлом веке этнографы именно у таких зашедших в тупик племен нашли примеры отсутствия иерархической организации, отсутствия собственности, уравнительное распределение, доминирование
старух, власть шаманов, многомужество и прочие совершенно противоестественные для приматов выверты. А некоторые философы увидели в этих примерах доказательства теориям о том, что древние люди жили в коммунизме или при матриархате.
Позднее стало ясно, что мир тех людей, которые проходили по столбовой дороге человечества в первых рядах, был несравнимо рационалистичнее, проще и ясней.
/В.Р. Дольник/