Оригинал взят у
grid_ua Рыцарь-миллионер. Часть №1 "Великий человек велик во всём" (с).
Пожалуй, никогда эта максима не проявляла себя так часто, как в эпоху Возрождения. Куда ни кинь взор, везде упрёшься в какого-нибудь полигистора: он - "и швец, и жнец и на дуде игрец" (с).
Причём повсюду прям какая-то невероятная, я бы даже сказал, в чём-то противоестественная тяга к совершенству: если банкир - то обязательно Фуггер, ежели искатель приключений - то непременно Кортес, а если негодяй - то (и почему я не удивлён?) Родриго Борджиа.
Встречайте: ещё один немец на окраинах Германского мира...
Иоганн II Турцо фон Бетглемфалва (Johann II Thurzo von Bethlemfalva) [30.IV.1437, г. Лёйтшау, Спиш, Верхняя Венгрия - 10.X.1508, г. Фрауэнбах, Трансильвания] - венгерский горный инженер, купец и промышленник, представитель знатного рода - выходцев из Нижней Австрии, барон фон Бетглемфалва (1505).
Герб семейства Турцо фон Бетглемфалва
Турцо происходил из Спиша. Обучался в Венеции и Падуе, где углубил свои познания в металлургии. Занимался инвестицией средств в торговлю золотом и серебром. В качестве администратора венгерского короля, с которым, как говорят, был в весьма тёплых отношениях, управлял медными рудниками в Верхней Венгрии.
Кстати, об отношениях с монархом Венгрии: во времена оны, когда день без шпильки, отпущенной в адрес "отсталого прошлого", был днём, прошедшим втуне, Альберт Норден, историк из ГДР и автор единственной биографии семейства Фуггеров на русском языке (!), запустил утку о происхождении Иоганна II Турцо, заявив, что та лёгкость, с коей тот получил в управление рудники венгерской короны, объясняется тем, что-де Фуггер был ублюдком короля. Естественно, доказательства представлены не были. Впрочем, та чехарда на троне Святого Иштвана, которой запомнился XV-ый век, сама по себе перечёркивает эту версию и отправляет её в утиль.
В 1463 г. Турцо осел в Кракове. В 1469 г. он основал в Могиле (под Краковом) медеплавильный завод, работающий на сырье с управляемых им шахт и, кроме меди, выдающий в качестве побочного продукта серебро. 14.IX.1478 г. купил Раммельсбергский серебряный рудник в Госларе. В 1495 г. совместно с Якобом Фуггером Богатым (Jacob Fugger der Reiche) основал компанию "Общая венгерская торговля" ("Gemeine Ungarische Handel"), занимавшуюся переработкой медной руды из Нёйзоля и альпийских рудников Фуггеров на трёх медеплавильных заводах - в Могиле, Филласе (в Каринтии) и в Хоенкирхене (в Тюрингии). К 1500-му году компания добилась монополии в торговле медью на территории Священной Римской империи.
Печать эмиссара фирмы Турцо - Фуггеров
Иоганн II Турцо дважды состоял в браке, оба раза с дочерьми краковских патрициев, что, в конечном итоге, обеспечило ему рост в иерархии города: с 1477 г. и до своей смерти он был членом городского совета Кракова и на некоторое время даже стал бургомистром города.
От первого брака с Урсулой Бем (Ursula Bohm) [н.д. - 1483] имел пятерых сыновей: Иоганна IV (Johann IV Thurzo) [1466 - 1520, г. Бреслау, Верхняя Венгрия], Георга III (Georg III Thurzo) [26.III.1467, г. Краков, Польша - 19.III.1521, г. Аугсбург, Бавария], Станислава I (Stanislav I Thurzo) [предпол. 1476 - 17.IV.1540, г. Ольмюц], Алексиса I (Alexis I Thurzo) [1490 - 1543, г. Лёйтшау, Спиш, Верхняя Венгрия] и Иоганна V (Johann V Thurzo) [прежпол. 1492 - 1558]. Иоганн V стал архиепископом Бреслау, Георг Турцо в 1497 г. для упрочения связей с Фуггерами женился на старшей дочери Ульриха Фуггера (Ulrich Fugger) Анне (Anna Fugger), а впоследствии стал бургомистром Кракова, Станислав I - епископом Ольмюца, а Алексис на службе у венгерского короля добился должностей королевского казначея и главного судьи.
Георг III Турцо с супругой Анной. "Портрет мужчины" и "Портрет женщины", 1518 г.
От второго брака с Барбарой Бек (Barbara Beck) у Иоганн II Турцо было пятеро детей, включая дочь Катарину (Katharina) [1488 - 1535], которая со временем вышла замуж за Раймунда Фуггера (Raymund Fugger) [1489 - 1535].
Иоганн II Турцо также известен как изобретатель машины для откачки воды из шахты - проблемы, которая к середине XV ст. превратилась в тормоз для развития горнорудного дела Европы. В духе своего времени он оказывал поддержку культурным деятелям. В частности, финансировал издательскую работу Швайпольта Фиоля (Schweipolt Fiol), способствовал его выходу из тюрьмы (27.III.1492) и получению прав гражданина Лёйтшау.