Оригинал взят у
homo_nudus Кажется, Антуан де Сент-Экзюпери сказал, что любовь - это не когда смотришь друг на друга, а когда смотришь в одну сторону.
Мне вот кажется, это также и один из водоразделов искусства.
Искусство - это не способ передавать или вызывать чувства.
Чувства - штука не самостоятельная.
Они - реакции на какой-то смысл, на какую-то ценность.
Они - вписывание этого смысла или ценности в нашу жизнь: отталкиваемся ли мы от этого со страхом или гневом, стремимся ли приобщиться к этому с восхищением, любуемся как личным идеалом, жалеем как трагический пример чужой свободы.
Есть вещи, которые всегда вызывают чувства, как, например, яркий свет - желание зажмуриться. И спекулировать на таких вещах - это не искусство, это рынок. Человеку просто кажется, что это искусство, потому что он часто отождествляет цель искусства с вызыванием чувств. И человек любит испытывать чувства, даже когда это его не меняет, не обогащает, не прибавляет осмысленности и ценности в его жизнь, не делает более чутким и зорким, а просто давит на кнопки.
И дело не в новизне/банальности. Всё лучшее в искусстве не так уж ново, но оно живо: пошлость не стара, она мелка, она сводит жизнь и мир к набору привычных суждений, однозначных оценок и отношений; искусство не всегда ново, но оно всегда живо: оно сталкивает нас не с формулировкой, но с самой жизнью, которую не втиснешь в узкие правила, которую никогда до конца не познаешь и не прочувствуешь и поэтому не превратишь в алгоритм по выдавливанию определённых заданных чувств и выводов.
Поэтому, читая, смотря и участвуя важно осознавать, кем ты себя ощущаешь: спутником на дороге, уходящей в живую даль, или подопытным в шаблонном психологическом упражнении, не говоря уже - потребителем безотказного пищевого автомата по выдаче чувств.