Универмаги эпохи модерна. Часть №1

Jun 22, 2015 20:25

Оригинал взят у vita_colorata


В начале 20 века уже существовали большие универмаги, активный рост промышленного производства, рост больших городов и развитие торговли в них требовали новых торговых площадей. Архитектура к этому времени уже располагала новыми строительными возможностями: стали выпускаться витринные стекла большого размера и металл широко использовался, как в виде несущих элементов внутри зданий, что обеспечивало просторные торговые помещение, часто большепролетные , так и металлические тонкие перемычки витрин, позволяющие делать на фасаде большие стеклянные эффектные поверхности. Торговые дома распахивали настежь все свои окна, приглашая посетителей, гостеприимно светились огнями изнутри, заманивали красивыми витринами.  Как это непохоже на нынешнюю торговую концепцию, когда огромные моллы снаружи совсем не украшают собой город, они часто похожи на бараки. Универмаг начала 20 века - храм торговли, его фасады украшены скульптурой, вензелями владельцев, позолотой, мозаикой и эффектными фонарями.

Отправимся сначала в Хельсинки. Первым зданием, построенным специально для торговых целей стал Дом Линдквиста (Lundqvistin liiketalo) на углу улицы  Mikonkatu.Здесь теперь находится универмаг Aleksi 13. Построен известным финским архитектором Селимом А. Линдквистом в 1900 году. Его еще нельзя причислить к зданиям Северного модерна, известным в Хельсинки, это скорее европейский югендштиль с элементами неоготического стиля, популярного в это время. Щипцовая крыша, "нервюры" из кирпича а фасаде, но уже большие окна, ставшие приметой торговых универмагов. Следует отметить характерное для модерна использование различных материалов: гранит на цокольном этаже и красный кирпич на верхних этажах.




На углу улиц поставлена башня, украшенная яркими мозаиками на "готическую "тему.



Здание украшено скульптурой. Финский скульптор Роберт Стигел (Robert Stigell) учился в Санкт-Петербурге, Риме и Париже. Он создал несколько бронзовых  аллегорических статуй.  Это  фигуры Прядения и Охоты (Kehruu ja Metsästys). В руках у женщины, символизирующей Охоту, - верёвка и копье; у аллегории Прядения в руках моток шерсти, из которого она делает пряжу. Выбор данных аллегорий был связан с коммерческим назначением здания и олицетворял финские ремесла и традиционные занятия. В то же время это могло рассматриваться как изображение богини охоты и защитницы лесов Артемиды и богини ремесла, искусства и мудрости Афины.









Торговый дом «Вуорио»построен Германом Гезеллеусом  в 1908-1909, надстроен А. Линдгреном в 1913-1914 на улице Unionkatu, 30. То, что здание было надстроено, говорит о том, что была нехватка конторских помещений. Гезеллиус применил выступающие стеклянные эркера, что увеличило количество света в помещении, туда стали попадать лучи с трех сторон. Для северного города это было немаловажно.



Здание украсили символические скульптуры : наука, наука, ремесло и индустрия , работы скульптора Феликса Ньюлунда.







В это же время в Петербурге были построены известные торговые дома, до сих пор использующиеся с успехом.

Магазин братьев Елисеевых на углу Малой Садовой улицы и Невского проспекта,  который в советское время назывался гастрономом номер 1. И надо сказать, что тогда там вполне реально было что-то купить.  Теперь же это дворец еды с экспонатами и народ скорее заходит туда поглазеть, снимать внутри запретили. Магазинов было построено три : в Москве, Петербурге и Киеве.  Гиляровский красочно описал в своей книге "Москва и москвичи" открытие московского магазина.
Здание петербургского магазина Елисеевых было спроектировано Гавриилом Барановским и построено в 1902-1903 годах. Тут особенно хочется отметить влияние вкуса хозяев, которые были всё же торговцами, а не аристократами. Броская роскошь должна была демонстрировать торговые успехи и процветание фирмы. Стиль таких зданий даже стали называть "купеческим модерном".








Торговый дом представляет собой огромное трехэтажное здание, по высоте равное шестиэтажному. Главным на фасаде является огромный витраж.






Сразу обращают на себя внимание огромные витражи на обоих фасадах-зрительно легкие, с ажурным металлическим каркасом.









На втором этаже здания располагались банк, коммерческие курсы, основанные Елисеевыми, и зал, сдававшийся в аренду театральным труппам, теперь здесь располагается театр Комедии. В подвальном помещении были склады, холодильники и один из самых лучших винных погребов Европы.
Здание венчает крыша причудливой формы с башенками.







Здание украшено скульптурными группами работы А.Г. Адамсона :«Промышленность», «Торговля», «Искусство» и «Наука». Поскольку дом Гезеллиуса был построен позднее, то можно предположить, что аналогичные символические скульптуры появились под влиянием столичного универмага. Сравнивая эти два здания можно заметить разницу между ранним пышным и немного еще эклектичным модерном Барановского и скупым, уже близким к стилю ар-деко модерном Гезеллиуса.




Бог торговли Гермес.




На первом этаже размещались три торговых зала оформленных изысканно в стиле модерн с многочисленными зеркалами и светильниками.



Дом Мертенса.
В 1911-1912 годах по проекту архитектора М. С. Лялевича на Невском проспекте  возведено здание торгового дома для фирмы меховых изделий Ф. Л. Мертенса. При проектировании здания были применены абсолютно новые инженерные и художественные решения: монолитная железобетонная несущая конструкция здания и три огромные застеклённые арки, украшающие его монументальный фасад.. Здание близко к неоклассицизму - арки циркульные, а не сложной формы, как часто делали во время модерна. Использован классический ордер.  Интересно сравнить его с универмагом Гезеллиуса. Здесь тоже трехарочная композиция фасада и словно надстроенный этаж. Если в том проекте этажи были надстроены позже, то здесь они уже были заложены в проекте сразу же, использована уже обкатанная в Хельсинки планировка : внизу большие торговые залы, наверху - конторские помещения универмага.



Архитектура

Previous post Next post
Up