Почему не надо бояться пересматривать историю.

May 31, 2015 19:11

Оригинал взят у bskamalov


Критический разбор истории - не более чем логическая игра.

Однако когда он идет по твоей стране, оказывается разрушать иллюзии не всегда приятно. Но если критика касается чужого прошлого, то разрушение ЧУЖИХ иллюзий может быть занятным и веселым.

Что общего между Испанией и исторической "Испанией"?

Между современной Испанией и «исторической Испанией» 15-16 веков - мало общего. Документы на пиренейском полуострове описывают события со второй половине 19-го века, когда там появилась армия Наполеона Третьего. А все, что было до того - восстановлено по свидетельствам соседей.

В сегодняшней Испании нет строевого соснового леса, необходимого для строительства флота, нет следов технологий кораблестроения и морских традиций. Информация про морские традиции 15-17 века - пришла извне. А внутри стран - «пшик». В этой стране сохранились огромные архитектурные комплексы, но они больше говорят о «до-католическом» влиянии, чем о «европейскости» сегодняшней Испании.


С другой стороны, какие признаки отличали средневековую Испанию от соседей? Католическая церковь, язык на основе латыни, институты инквизиции, школы иезуитов и богатые морские традиции.

И вот здесь интересно вспомнить, что современные восточно-европейские языки: польский, чешский, венгерский, румынский (про русский из деликатности пока промолчу) - появились только во второй половине 19-го века.

До того языком официального делопроизводства на этих территориях была латынь. Конкордаты римских кардиналов проводились в причерноморских Херсоне и Констанце. Именно латынь была языком научного общения от Астрахани - до Петербурга и языком в немецких университетах.

Институты Ордена иезуитов несли христианскую веру на территориях северного Причерноморья. А магистры Ордена (Ришелье и Потемкин) были активными участниками истории России, Австрии и Франции.

И получается так, что перечисленные «признаки» Испании: католическая церковь, разговорная латынь, институты инквизции - до середины 19- го века были распространены прямо в центре Европе. Испанское наследство делят Австрия и Голландия (похоже, что между ними - в Германии слово «Испания» не использовалось.

Армия Наполеона одновременно воюет на территориях Испании и Германии, и современники нашествия не видели проблем в ведении военных действий на двух фронтах. Испанец Лопе де Вега пишет пьесу про Россию.

Исходя из логики - топоним «Испания» в первой половине 19-го века относился к управляемым Иезуитами территориям большой Империи, которая дошла на Западе до устья Рейна, а на востоке - до устья Амура и Пекина. Эта Империя отправляла поселенцев в Новый свет. Эта континентальная империя еще в 1866-м году назначила младшего брата австрийского императора Максимилиана - Императором Мексики.

Что занимательного можно найти в этой версии?

1) Наши предки все были «немного испанцы». Даже живущие в Российской империи, где латынь была языком науки, технологий, университетов, религии.

Однако после поражения «Исторической Испании» в войне, победители стерли всякие упоминания об «Испании» (ибо упоминание означает сожаление, сравнение, возражения, протест и призыв, то есть совершенно не желательные мысли…) и название откочевало на периферию Европы. И оказалось привязано к аграрной стране, где не было следов мировой Империи, передовой науки, технологий, морских традиций и «фольклора».

2) Хорошего для самих испанцев - то, что не было в их истории беспредела католической Инквизиции. Институты Иезуитов заселяли Испанию и обращали население в католичество - естественным образом. Отсталость страны в 19-м веке была не следствием продолжительной гражданской войны, а результатом появления у соседей передовых промышленных технологий.

3) Подсознание не должно брать на себя грехи чужой истории. Внутренние конфликты человека и в обществе - бессознательно сами ищут выходы из «зоны дискомфорта».

Ущемленнное подсознание может «накручивать» себя - там, где следовало бы расслабиться и найти другие решения. Если современная Испания не потеряла движения вперед и не совершила всех известных «испанских» преступлений в американских колониях.

Была бы в Испании 1930-х гражданская война и франкистский режим - если бы испанцев не давило их прошлое??



Португалия - как страна.

Сегодняшняя Португалия - побережье на «задворках» Европы. Но историки уверены, что в 15-16-м веке в небольшой стране появились лучшие мореплаватели. Они сделали свою страну ведущей мировой державой. Потом Португалия оттяпала у Испании половину мира. Однако груз экспансии был слишком тяжелым, страна надорвалась. В 1755 году землятрясение и цунами стерли остатки славного прошлого. Страна больше не поднялась.

К чему это? К тому, что в 20-м веке от мирового лидерства там не осталось ничего: последних королей привезли из Бразилии, после португальской революции 1910 года страной управляла хунта, и хотя у Португалии остались колонии, заправляли делами там англичане.

Словом, традиционная версия истории Португалии не выдерживает критики. Да, вроде бы есть документы, были свидетели. Однако нет и не было никаких материальных доказательств славного прошлого. Сверх-прибыли от заморской торговли тоже не оставили ничего. Исчезли следы лидерства в науке (а строительство кораблей и навигация - это передовые технологии той эпохи).

Много вопросов вызывает строительство Португалией морского флота. Для него требуется много ресурсов, прежде всего, нужен строевой сосновый лес. Ведь обшивку парусников делали из нескольких слоев просмоленных досок, и корпус был полметра - метр толщиной. Однако вокруг Португалии таких лесов нет, а другая древесина для постройки кораблей не годится.

То есть, историческое наследие «Португалии» (как части европейской культуры), не соответствует заявке «Португалии» (как страны). И потому интересно критически посмотреть на страну, которая называет себя «Португалией», и иначе взглянуть на «португальскую цивилизацию». В жизни ведь часть бывает так же: клоуна считают «бизнесменом», а «отходы» - продуктом.

Португалия - как часть мировой Империи.

Ответы на многие вопросы часто лежат на поверхности. Проблема в том, что у историков обычно узкая специализация. Практически нет специалистов, которые анализировали бы стразу несколько стран. А когда такие специалисты находятся, они связаны гуманитарным мышлением.

Для аналитического разбора - мало гуманитарных знаний, необходимо обладать образным мышлением. То есть, надо думать не только связным текстом, но и «картинками».

Словом, историки не видят связь между историей Португалии - и Историями других европейских стран: Англии, Голландии и Ганноверской династии. Между тем, таких связей много, и подсказки и в европейских языках - и в событиях.

Этимология слова «Португалия» указывает на «порты» около какой-то «Галии». Или на «апельсин» (который до сих пор во многих странах называется «Буртукаль»/ или «Оранж»). То есть, слово «Португалия» могло означать север французской Галлии или Оранскую династию. Интересно, что обе подсказки ведут на побережье Северное море, где короли Оранской династии с 16-го по 19-й века находились на троне Англии, Голландии, Дании и нескольких германских государств.

Там в 19-м веке находились нужные «португальские» ресурсы: сосновые леса для постройки кораблей, конполя для парусов и канатов, передовая наука, квалифицированные работники, крупные мануфактуры, где применялись новые передовые технологии.

Вдоль Северного и Балтийского побережья жили славянские и германские народы. В устьях крупнейших рек: Рейна, Эльбы, Одера, Вислы находились центры торговли. По этим рекам сплавляли лес - до моря и верфей. Туда же стекались торговый капитал и человеческие ресурсы. Оттуда уходили корабли, вывозя на внешние рынки товары местных заводов, которые были лучше и дешевле, чем те, которые делали по старинке, кустарным способом.

Там мог появиться «португальский» язык, своеобразный «арго» разговорного испанского языка, с характерным славянским произношением и упрощенной грамматикой.

Забытые страницы истории Португалии.

Объединенное королевство Британии, Голландии, Дании и части Германии в той или иной степени существовало даже в начале 20-го века. Английская королева Виктория (1837-1901) и ее сын Эдуард VII Саксен-Кобург-Готский (1901-1910) правили как в Британии, так и в Европе. Родиной династии считался Ганновер, территория размером с Ирландию вокруг Гамбурга в устье Эльбы. И хотя в 1866-м году Ганновер аннексировала Пруссия, и он вошел в состав Германской Империи, британский дом оставался во главе наследственного домена.

«Ганноверское» имя английской династии (после того, как Виктория в 1840-м году вышла замуж за принца Альберта) в 1901 году сменилось на Саксен-Кобург-Готское. Эта династия была в родстве со всеми европейскими Домами, и правила (с 1850-го года) в Португалии и (с 1886 года) в Болгарии. Только во время Первой мировой войны в 1917-м году король Георг V (1910-1937), сменил ставшее одиозным/немецкое имя - на родное английское «Виндзоры».

К чему подробности мутной политики 19-го века? К тому, что полтора века назад в Европе было своеобразное «Единство». И по европейским понятиям до середины 19-го века Британия оставалась задворками цивилизации. Вонючими, мокрыми, плесневелыми и бесполезными... Однако вскоре в Англию ввезли промышленные технологии, там нашли руду, уголь. А когда англичане научились строить собственные железные корабли, ставить на них лучшие паровые машины, Британия перестала зависеть от Европы.

Во многом подняться на первые роли Британии помог случай. В 19-м веке два разрушительных наводнения полностью смыли Амстердам, последний раз около 1850 года. Выгодное географическое положение Британии позволило ей «перекрышевать» заморский траффик и замкнуть на себя сверх-прибыли от торговли с колониями. В 1856-м году в Британию переместилась Ост-Индская компания. И тогда уже не некоторые Европейские страны, а по факту - сама Британия стала владеть некоторыми европейскими странами.

Не смотря на связи с Европой королевской семьи и торговых элит, англичане все больше «расходились» со своими родственниками с материка. Наконец, когда в 1910 году на престол должен был взойти новый король Ганновера, элиты Британии передали британский трон более сговорчивому претенденту.

В том же 1910-м году в Лузитании (захолустной стране на западном краю Пиренейского полуострова, городская беднота и буржуа скинули короля (тоже - Саксен-Кобург-Готской династии) с трона.

Для революции и новой республике поискали имя. Вспомнили о прошлом, когда через местные порты шла португальская торговля, которая толкала вперед местную экономику. Оказавшееся «бесхозным» имя бывшей метрополии было подобрано. И (при содействии англичан) Португалия «записала на свое имя» чужие (Ганноверские) колонии.

«Офф-шорная империя».

Первая мировая война и мирные договора по ее итогам оставили имя «Португалии» на западной окраине Европы. Англичане полностью контролировали морскую торговлю, и «португальская» принадлежность колоний оказалось выгодной англичанам.

Португальский статус был удобным «брендом». Нахождение колонии в составе Британской Империи вводило там британские законы. Это делало бизнес там более уязвимым, ставило местных жителей под (пусть чаще формальную) но защиту британского государства. Англичане не хотели новых проблем. Португальский статус практически освобождал колонизаторов от ответственности - по международным законам и по законам «португальской метрополии» (у Лиссабона не хватало сил, чтобы вмешиваться в заморские дела).

Португальские колонии находились под управлением британцев весь 20-й век. Британские законы и налоги на этих территориях отсутствовали, бизнес оказался более выгодным по сравнению с Индией и Египтом. Под португальским «брендом» работали без ограничений и условностей, без демократии и социальных уступок населению.

К слову, в португальских колониях вообще не было конфликтов с англичанами. Через португальский порт Мапуту англичане строили железную дорогу, воюя с бурами. Через Острова Зеленого они протянули трансатлантический кабель. Британские компании добывали золото и алмазы в Анголе. Они сохранили португальские колонии в Индии и Аравии.

Заморская Португалия.

Известно, то среди первых поселений в Австралии и Америке было много голландских. Нью-Йорк назывался «Новым Амстердамом», Австралия называлась «Новая Голландия». Голландские колонисты первыми закрепились на юге Африки. Статистика говорит, что большинство колонистов Америки и Австралии до начала 20-го века тоже приезжало именно из Голландии.

Здесь надо вспомнить, что голланцев в 19-м веке было больше, чем сегодня.
Англичане звали голландцев «дач»/ Dutch.
В России так называли датчан.
Похожим образом зовут себя немцы: «дойч»/ Deutsch.

Что же касается результатов голландской экспансии… Колонизации Австралии не оставила почти никаких документов за весь 19-й век. Но когда "траффик" замкнулся на Англию... Историки считают, что в 1901 год (в год смерти королевы Виктории) Австралия только-только стала британской колонией. Англичане перевели Австралию на свой документооборот, немцы и голландцы в новом поколении стали австралийцами - и бывшая «Новая Голландия» через поколение стала полностью лояльной Лондону колонией.

Тогда же жители "новой" Зеландии забыли о «старой Зеландии» (датский остров в проливе, где расположен Копенгаген).

В США в 19-м веке вторым государственным языком был немецкий. Местные деньги получили название от немецких талеров. И именно в Голландии в 1840-е годы появились первые «соединенные государства». Но после катастрофы, уничтожившей голландские порты, эти государственные институты переехали через океан.

Когда в 20-м веке во всем мире появилась «мода на прошлое», она не обошла стороной и Америку. Спрос рождает предложение: чужая история обросла местным американским «фольклором». И европейские события англо-голландских войн - стали историей обретения независимости непосредственно Америкой.

Выводы:

Копни иную историю - и наружу выходят занимательные подставы, грабежи и прочие «скелеты». Казалось бы, зачем больше знать о темных страницах истории? Однако если научиться видеть лежащие грабли, то из приключения вместо «удара по лбу» можно вынести полезный ресурс.

История «Португалии» оказывается частью запутанных англо-немецких отношений. Имя Португалии было тем ресурсом, с помощью которого победители уничтожили недавнего конкурента и стерли даже память о нем.

Мировые лидеры никогда не соблюдали принципы, которые проповедуют. История «настоящей Португалии» - это показательная история того, что миром заправляют не герои, не полководцы, не торгаши или фабриканты, а - мародеры.

Мародеры живут по своим правилам. Законы для них - только инструмент манипуляции.

Они присваивали чужие ресурсы, управляли под чужим именем, цивилизованно освободились от ответственности перед законами и обществом. Победители не заморачивались вопросами морали, потому что им было не интересно, что думали о них побежденные.

Настоящая история показывает, что когда имеешь дело с тем, кто однажды был подобным «победителем» - будь осторожен. Такие «партнеры» предадут тебя при первой же возможности. И если дел с ним избежать нельзя, после каждого рукопожатия - следует мыть и пересчитывать свои пальцы.

Испания, Мнение, История

Previous post Next post
Up