Оригинал взят у
galkovsky Существует богатая, даже БОГАТЕЙШАЯ литература, живописующая доминат как античную дегенерацию. При этом демократические остолопы в упор не видят, что вся история новой Европы вопиет об обратном. Именно переход от неустойчивой и демагогической полумонархии, ограниченной городским самоуправлением и аристократическими парламентами к абсолютизму это общий закон и прогресс. Так было во Франции с Людовиком XIV, в Германии - с властью Габсбургов, в Италии, Испании, Швеции, Дании и т.д. Это глубоко естественный процесс консолидации власти, наблюдаемый в период перехода от системы автономных полисов к единым централизованным государствам.
При сравнении дегенеративного домината с классическим принципатом вам всегда укажут, что Диоклетиан заменил демократический римский салют преклонением колен, стал вместо тоги носить ризы, а вместо лаврового венка - золотую диадему, и, наконец, ввёл именование императора господином. (В Риме слово господин было презрительным, так именовали рабов. Похоже на современное русское «почтеннейший»).
А извините, как развивался диалог трудящихся например с главой Флоренции? Сначала была Флорентийская республика с демократическими выборами, где добрый доктор Рошаль Пилюлькин Медичи ползал на четвереньках перед популо минуто и раздавал деньги. Потом демократически выбранный Медичи стал узурпатором, потом ему отвесили увесистого пинка и он убежал на четвереньках, затем Флорентийская республика трансформировалось в Флорентийское герцогство, где Медичи правили уже на «законных» основаниях. А затем ранг был повышен и Тосканское великое герцогство стало элементом общеевропейской системы монархий. При желании можно считать это дегенерацией и азиатизацией, но ведь это демагогия. Это объективный процесс и процесс глубоко прогрессивный. Потому что концентрация власти сопровождается увеличением масштаба управляемой территории и переходом от обычного права к унифицированной системе юриспруденции.
По сути здесь увеличивается градус ЕВРОПЕИЗАЦИИ. Потому что далее абсолютистская монархия превращала кодифицированный свод законов в абсолютную силу, не нуждающуюся в личности монарха - так происходил переход к декоративному конституционному монархизму и к республикам новейшего времени.
Фазы кодификации в Риме достигли при Юстиниане, дальше должна была начаться революционная борьба «правозащитников», которой до боли не было. Что превращает последующую историю Византии в нечто нелогичное.
Североафриканские мозаики. Интересны нимбы вокруг голов богов. В античности нимбы использовали по мере надобности, для смыслового выделения и большей контрастности изображения. В христианском карго-культе это стало уродливым каноном, применяющимся ни к селу, ни к городу. Скорее всего, христиане стали рисовать вокруг божественных персон круги, не поняв функционального предназначения менисков. Мениск это металлический круг, которым покрывали головы статуй на открытом воздухе, чтобы их не обгаживали птицы. Интересно, что в эпоху возрождения такое восприятие нимба сохранилось и в трёхмерых изображениях нимбы рисовали как металлические плоские шляпы:
Считается что нарисовано Беллини в 1460 году, хотя на картине есть подпись Дюрера и указан 1499 год. Кто нарисовал и когда - известно Господу Нашему, Иисусу Христу (это я без иронии).
История консолидации власти в новых государствах видна невооружённым глазом. При сравнении с ней бросается в глаза замедленный характер античности. КРАЙНЕ маловероятно, что переход от представительской и договорной монархии к монархии абсолютистской занял целую эпоху и так и не был доведён до конца (конец - это наследование первенца по мужской линии). И это при том, что самому римскому обществу был присущ наглый пружинистый тон. Собственно оттуда и берёт начало сам термин прогресс как «progredi» - «идти вперёд». Римлянин это наглый экспансионист, абсолютный аналог европейцев-колонизаторов нового времени. У таких людей, если уж «процесс начат», всё идёт до упора. «Non progredi est regredi» («Не идти вперёд, значит идти назад»). Лавирующая и лицемерная полумонархия полусоблюдающая демократические процедуры это политическое устройство на одно-два-три поколения. Потом всё сменяется наследственной монархией. В римской истории этот процесс так до конца и не завершился, даже в Византии.
С другой стороны, история это не математика, а биология. Если зверь не функционален, это не значит, что он не существует. Любой биолог скажет, что процентов 5 зверушек живут, несмотря на то, что они жить не должны. Живой организм как-то изловчается и растопыривается в аэродинамической трубе селекционной смерти. БИОЛОГИЯ.
Например, Венеция как архаичная республика просуществовала века. Это факт. Правда обычно не понимают что это факт невероятный, абсолютно перпендикулярный истории, и что он был достигнут методами НАСТОЛЬКО фантасмагорическими, что в это трудно поверить.
Например, выборы в Венеции проходили так. Следите за руками:
1. Из Большого Совета, насчитывающего несколько тысяч членов и формирующегося по запутанным законам, назначалась особая комиссия из 30 человек.
2. Эти 30 человек выбирали 9 кандидатов.
3. 9 кандидатов выбирали 40 человек.
4. Из 40 человек выбирали 12 человек.
5. 12 человек выбирали 25 человек.
6. Из 25 человек отсеивалось 16.
7. Оставшиеся 9 выбирали 45.
8. Из 45 отсеивалось 34.
9. Оставшиеся 11 выбирали 41 избирателя.
10. 41 избиратель выбирали дожа.
Нетрудно понять, что о внутренней политической жизни «демократической» Венеции даже 17-18 века мы знаем намного меньше, чем о самых суровых монархиях того времени. «Тайны мадридского двора» это пустяки по сравнению с Венецией.
Выбранного таким образом дожа держали на цепях, ему категорически запрещалось покидать территорию маленькой Венеции. Чтобы не сделал ноги и не кинул ребят. Дож не мог в одиночку встречаться с иностранными послами, не мог один вскрывать официальную корреспонденцию. Ему также запрещалось появляться в одиночку перед простым народом.
Такое впечатление, что глава Венеции был ядовитым шипокрылом из гаррисоновской «Неукротимой планеты». Чуть зазеваешься и траванёт чела ядом, второго удавит шнурком от ботинка, а третьему в прыжке ещё успеет воткнуть вилку в глаз.
Не случайно по всей Италии венецианцы прославились отнюдь не как демократы, а как «канальи» - хитрые обманщики и убийцы.
В мозаике, помещённой выше, интересен также объёмный орнамент наверху. Вот более впечатляющий образец такого орнамента. Между прочим, это наглядная иллюстрация того, что в чертежах римляне использовали аксонометрическую проекцию.
Только благодаря созданию лабиринта мышеловок Венеции и удалось заморозить общество на демократической фазе. Демократические выборы сами по себе - это абсурд. Для НАСТОЯЩЕЙ демократии необходима система тайных обществ, обеспечивающих гомеостаз, а также (для государств новейшего времени) система кодифицированных законов с наработанной юридической инерцией.
Демократия 1991 года в России была шуткой взрослых дядь и неумной выходкой политических младенцев. То что из этого получился всего навсего Путин энд Медведев, которые на роль гаррисоновских шипокрылов явно не тянут, это русским страшно повезло, плюс о них позаботился заморский добрый дядюшка. Точнее, тётушка.
Однако вернёмся к невинному изложению римской истории.
О венецианских механизмах «сдержек и противовесов» в Риме неизвестно, а раз неизвестно, то и нечего их и предполагать. Хотя это гипотетически может ответить на вопрос о стагнации и, в конце концов, считается, что выборы в Венеции утверждались византийскими императорами. Это был 11 этап :)
Считается, что диоклетиановская тетрархия закончилась хаосом и новой консолидацией власти в лице Константина I, но если разобраться, там почти постоянно существовало несколько императоров, и единое верховное управление так и не было восстановлено.
Таким образом, доминат это скорее доминирование провинций над Римом, низведённым до особого полиса с небольшим контадо и демократическим самоуправлением в лице старого Сената.
Античных мозаик сохранилось огромное количество, даже в жилищах скромного достатка стремились выложить орнамент, а то и картинку. Разумеется, уровень исполнения сильно разнится. Одно дело ширпотреб, а другое - штучная работа. Вот мозаика экстра-класса. Не думаю, что сейчас сделают что-то лучше. Ведь это, на минуточку, выкладывается одноцветными камушками-пикселами.
Константин I пришёл к власти в 312 году в результате военного переворота и гражданской войны. Всё это очень сомнительно уже по месту начала действий - в Британии. Дело в том, что у англичан нового времени был огромный комплекс неполноценности связанный с отсутствием памятников римской культуры. Очевидно, Британия не входила в состав римской империи, хотя там вероятно были отдельные римские фактории, ведущие меновую торговлю с аборигенами. Может быть на южном берегу Англии было 1-2 порта для контроля над пиратами (пролив между Британией и Галлией - рай для пиратов). Будучи ультрашовинистами, а также людьми стиля «если нельзя, но очень хочется, то можно» англичане нагородили массу околесицы про римскую Британию, - отчасти пользуясь сходством с галльской Бретанью, а частью просто по наглости. Сейчас получается, что римские императоры буквально дневали и ночевали в Йорке, и больше им нечего было делать, как умирать и провозглашаться императорами в этой дыре.
Очередной английский «300-летний газон». Памятник императору Константину у кафедрального собора в Йорке. Всё как полагается, на памятнике трехсотлетняя патина. Только поставлен он в 1998 году. Был бы поставлен в 1698, звонили бы, что «всегда стоял».
Считается, что Константин совершил нравственный переворот и сделал христианство государственной религией Рима, хотя сам был скорее «сочувствующим». При этом рассказывается душещипательная история о замене на штандарте императоров аббревиатуры SPQR монограммой Христа («хризмой»), в результате чего появился лабарум. Если дешифровка SPQRа вызывает некоторые сомнения, то дешифровка знака лабарума как монограммы Христа настолько фантастична, что её не признают даже протестанты.
Хризма. С двух сторон еще добавляют «альфу» и «омегу».
Кроме того Константин на месте небольшого полиса Византия построил «Новый Рим», позднее прозванный «Константинополем». Зачем он это сделал непонятно, ведь рядом была большая Никомедия (столица до 330 г.), а рядом с Никомедией другой большой полис - Никея. При этом в замшелом Византии, выбранным Константином для новой столицы, находился большой ипподром. (Считается, что город за что-то наказал и изничтожил Септимий Север, а ипподром остался.)
Никакой консолидации при Константине не произошло, после его смерти в 337 году три части империи стали управляться тремя наследниками и т.д. и т.п.
При изучении этого периода римской мифологии истории бросается в глаза отсутствие реальных фактов подтверждающих существование т.н. западной и восточной римских империй. Империя действительно состоит из разных частей и управляется разными людьми из разных центров, но этих частей вовсе не две, а три-пять, а то и больше. При этом старый Рим находится на обочине, не имея статуса даже региональной столицы, а Константинополь быстро увеличивается в размерах, отстраивается и постоянно присутствует в центре событий. «Все пути» начинают вести в Новый Рим (как нарочно, расположенный на 7 холмах и с учрежденным Константином сенатом №2, с такими же правами как староримский сенат №1).
Я это всё говорю к тому, что официальным концом Римской империи (и школьного года) является 475 год, когда Рим якобы пал под полчищами германского варвара Одоакра (Оттокара).
Но если протереть глаза, то оказывается:
1. Рим не был ни столицей единой римской империи, ни даже её западной части. В это время столица запада находилась в Равенне. Так что непонятно что там делал будто бы последний римский император «Ромул Августул», почему-то 15-летний подросток.
2. Никаких особых грабежей Рима в 475 году не было, но даже если бы они произошли, это бы не произвело на современников большого впечатления. Потому что Рим первый раз разграбил в 410 году Аларих, а в 455 вандалы. Ни та ни другая дата не считается концом римской истории. В следующий раз Рим был взят варварами только в 536 году.
Английский мальчик в роли Августула - фильм «Последний император» (2007). Не знаю как в фильме, но в исторических источниках сообщается, что «Августёныша» варвар Оттокар культурно переместил в провинцию и выплачивал пенсию.
3. «Ромул Августул» собственно был узурпатором и не признавался Константинополем. В отличие от Оттокара, который после взятия Рима послал верноподданейшее письмо и был официально произведён в патриции и римские наместники. В его германском происхождении не было ничего экстраординарного, германцем был фактический правитель западных районов империи Рацимер (456-472 гг.)
4. Оттокар соблюдал римские законы и сотрудничал с Сенатом, хотя и везде создавал протекцию германским племенам. В этом смысле его правление было антилатинским. Но в 493 году по наущению Константинополя его убил Теодорих, восстановивший римские порядки. Теодорих интегрировал германцев в римскую правовую систему, организовывал пышные представления в римском колизее и т.д. При этом столицей региона считалась Равенна.
В конце концов Италия, Иллирия, а заодно и Африка с Южной Испанией попали под непосредственное управление Константинополя. Юстиниан (правил с 527 по 556 гг.) контролировал две трети от максимальной территории Римской империи. На его годы также приходится создание кодекса Юстиниана (кстати, по некоторым данным славянина по имени «У(тиная)правда»)- апогея римской юридической мысли. Таким образом, окончательный расцвет знаменитой римской юриспруденции произошёл через столетие после успешной «гибели» римской империи и самого Рима.
Считается, что непосредственно Аппенинским полуостровом византийцы владели совместно с какими-то «бородатыми женщинами» - немцами-лангобардами (ломбардцами). С середины 6 по конец 8 века.
Это очень нехорошая карта, призванная иллюстрировать одновременное присутствие в исторической эпохе двух сущностей - Римской империи и Лангобардского королевства.
Затем лангобарды, а также Рим и Равенна завоёвываются Карлом Великим, но и это вовсе не означает конца хотя бы западного сектора Империи. Согласно официальному сказанию в 800 году римский папа внезапно короновал Карла Великого императорской короной. Тихо прокрался, держа корону за спиной, Карл не успел увернуться и получил корону на голову. Ну а тут уже было неудобно отказываться. Как полагается, вскоре после смерти Карла Западная Римская империя №2 распалась на три части, которые тут же стали воевать друг с другом и в таком состоянии просуществовали до 924 года. При этом звание римского императора и августа было переходящим призом перманентной склоки.
Зона государства Карла Великого включала в себя все западные Римские территории, кроме Южной Италии, Африки и Южной и Центральной Испании. К этому «кроме» можно добавить Венецию, и можно было бы добавить Британию, если бы она была римской колонией. В европейской историографии этот конгломерат часто называют «Государством (королевством) франков», но признают что название условное.
Южная Италия и Венеция принадлежали Византии, то есть тоже были частями Римской империи, а Африка и большая часть Испании попали под власть мавров. Таким образов и в этот период в Европе не было других государств, кроме Римской империи.
О взаимоотношениях между Римом и Константинополем этого периода говорится не ясно, но для сказителей легенды вопрос легитимности крайне важен. Вроде получается, что Карл Великий стеснялся перед Византией быть императором, а Византия полупризнала его легитимность, но не ясно в каком статусе. (Вообще, как я уже говорил, вся легенда о «двух императорах двух Римов» мало подтверждена).
Этот период закончился смутой и периодом западного «безимперья» 925-962 гг., но если разобраться, то и до этого, и после этого император, как правило, имел соправителей, а ключевым действием, позволявшим одному из правителей варварских царств стать римским императором, являлось посещение Рима и последующая коронация. Корона Рима благополучно существовала и в период имперского пересменка. Её носили 5 человек, причём последние - «Беренгар II Иврейский» и его соправитель, получили оную в 950 году из рук будущего императора Оттона I.
Оттон (то есть Отто, а может быть и Оттокар, и где-то даже Одоакр) стал императором Римской империи в 962 году и считается что эта Римская империя (с 1254 Священная Римская Империя, с 1512 года - Священная Римская империя Германской нации, а со второй половины 18 века просто Германская империя) просуществовала до 1806 года. Император автоматически считался также королём Италии до 1648 года. Правопреемником «СРИГН» стала Австрийская империя Габсбургов, а с 1871 года также «Второй Рейх», созданный пруссаками.
Легитимность Оттона со стороны Константинополя якобы подтвердилась браком его сына и наследника с дочкой византийского императора (впоследствии правительницей). Умозрительно можно считать, что с этого периода и произошло разделение рыхлой Римской империи на две не менее рыхлые части - СРИГН и Византию. При этом впервые населённая часть Белой Европы, а именно Франция не вошла в имперский ареал.
Других императоров в Европе не было до 18 века. Первым провозгласил себя императором Пётр I, но признание этого титула иностранными державами заняло много времени. Фактически статус империи, а не королевства был закреплён за Россией только с воцарением Екатерины Великой, в 1762 году. Термин «Третий Рим» это не какие-то претензии русских непонятно на что, а простое юридическое понятие, существующее официально. Следующая европейская империя это империя Наполеона, затем, в 1876, подтянулась Англия.
В целом история СРИГН насчитывает более 840 лет, что совершенно невероятно. Для сравнения вся история классической римской империи это 500 лет. Впрочем, Византия просуществовала вообще около 1000 лет.
Некоторые юзеры стали трепыхаться насчёт «карго-культа», забыв что режим информатирования о Риме щадящий. Чтобы прихлопнуть трепыхания, кроме менисков приведу два-три примера более взрослых. Это якобы Иоанн Креститель якобы кисти Леонардо да Винчи. Поскольку образ совершенно не согласуется с сюжетом, существует Литература насчёт того что тут наличествует особый эзотерический смысл, а то и присутствует сложная возрожденческая шутка. А ларчик открывается просто. Сейчас установлено что шкура и крест пририсованы позднее, поверх основного рисунка (что НАСТОЛЬКО очевидно, что сам факт экспертизы свидетельствует о глупости заказчика). То есть это и есть самое раннее изображение Иоанна Крестителя. Стырили картину, пририсовали крест и стали молиться. КАРГО.
Динамика событий, описываемой официальной (то есть сугубо религиозной) историографией СРИГН совпадает с общеевропейской. Это совершенно хаотичное и бессодержательное изложение многочисленных царствований, кое-где грубо подкрашенное двумя-тремя полуфактами, а затем, уже в период новейшего времени более менее размазанное до всамделишной истории. Связной история СРИГН становится только с эпохи Вестфальского мира, т.е. 1648 года. Первая половина 17 века имеет много лакун и нестыковок, история 16 века явно перековеркана, хотя сам материал фактурный. 15 век это предмет для медитации в стиле «а вдруг что-то правда». Всё что ранее - бессмыслица.
Ситуация с Византией несколько иная. Промежуток 600-1200 гг там явно бессмыслен, но затем существует инкрустация значительного материала, изобилующая религиозно-литературными подробностями.
Вот ещё пример - равеннская мозаика в т.н. «Мавзолее Галлы Плацидии». Здесь взяли и пастуха облепили под «Христа». А теперь столетиями объясняют «что бы это значило». Да то и значило. Пастух одна из основных античных аллегорий, трактуется как милосердие и благотворительность.
Считается, что в 7 веке в Византии произошла «эллинизация» государственного аппарата, армии, да и просто населения. Все перешли на греческий язык, полностью забыв латынь. На архаичной латыни продолжали говорить лишь в районе нижнего Дуная.
Первоначально Венеция была базой греческой экспансии в Европе, но постепенно она приобрела независимость и стала соперничать с Константинополем. Весьма вероятно, что эта независимость раздута и благодаря Венеции Константинополь вербовал варваров для установления господства в Малой Азии. Венеция переправляла туда западных европейцев, те вступали в вассальные отношения с Византией и отвоёвывали ей территории в Сирии и Палестине. По крайней мере, именно такая картина вырисовывается из эпохи крестовых походов, если отбросить религиозную риторику.
Эпоха крестовых походов началась в конце 11 века, но в 1182 в Константинополе произошла «резня франков» уничтожившая негрекоязычную часть населения. Уцелели только венецианцы, которых бросили в тюрьму, а потом выслали. Тогда агрессия крестоносцев обрушилась непосредственно на Константинополь, и он был в 1204 году захвачен (первый раз за всю историю). На территории Византии возникло несколько западных государств, постепенно отвоёвываемых греками. Греческая власть в Константинополе была восстановлена в 1261 году, с помощью враждовавших с Венецией генуэзцев.
И наконец последнее (честное слово, если не будете баловаться, больше не буду). Это церковь Девы Марии в Риме. Переделана… из античной бани. Основная часть - из т.н. «фригидариума», большого бассейна с холодной водой, занимавшего основную часть терм. Передняя часть - из тёплой бани («кальдария») Карго-фасад разобран в начале 20 века, чтобы лучше были видны термы (слева оставили часть). Это действительно ОЧЕНЬ древняя церковь, ей несколько сот лет. Думаю даже 16 век. И это действительно одна из первых церквей. Особые здания, строящиеся по особым канонам, христиане придумали позже.
Эта история явно выдумана. Хотя бы потому что жизнь самой Генуи и Венеции 11-12 вв. известна гораздо хуже. Но окончательно римская империя в этом регионе пала только в 1453 году, то есть в период начала оптики. Так что последний период (а также начальный период османского «Стамбула») можно рассматривать как слабый контур реальных событий нового времени. В этом контуре явственно угадывается присутствие итальянских городов-государств.
Римская мозаика, забавляющаяся с геометрической темой крестов. Просто так. Что здесь видит современный человек? Поскольку он чокнулся на «фашизме», он видит свастики. (Отсюда Муссолини их и взял.) Что в этой же мозаике увидит человек 19 века? Поскольку он чокнулся на «христианстве», он здесь увидит кресты. Примерно таким образом в античности христианство и находят.
Приключения «римской империи» в оптическом диапазоне будут рассмотрены отдельно.
А пока зададимся простым и прямым вопросом: знают или не знают КОМУ НАДО подлинную историю Древнего Рима? Я полагаю, что знают, и по очень простой причине. К античности на Западе существует показной неинтерес.
Например, на вилле в Геркулануме ещё в середине 18 века найдена библиотека из 1800 слипшихся обугленных свитков (до сих пор единственная, т.к. свитки это, увы, не камень, и даже не дерево). На сегодняшний день из них прочитали только половину. Предполагают, что в оставшейся части могут быть недостающие текста Аристотеля, Тита Ливия, Софокла. С ума можно сойти! Современные средства делают чудеса, прочитать вроде не проблема. А не хотят. Более того, сама вилла за 250 лет раскопана только на 10-20% Почему? А ДЕНЕГ НЕТ. Это при мировом туризме. Да какая-нибудь южнокорейская фирма оплатила всё втридорога только за право рекламы. Но люди не торопятся, раскапывают в год по чайной ложке, причём в это же время богато финансируются сотни никчемушных раскопок с заведомо мизерным или даже нулевым результатом.
Вилла Гетти в Калифорнии. 1974 г.
Впрочем, причём тут Южная Корея. Это ведь для европейцев СВОЕ. Для СВОЕГО люди любых денег не пожалеют. «Узнать и умереть». Между прочим, американский миллиардер Пол Гетти за колоссальные деньги построил в Америке копию геркулановской «виллы папирусов». Её сейчас показывают как образец реконструкции античного памятника. Но построить копию за миллиард интересно. А собрать средства на доскональное исследование настоящей виллы, причём не одному меценату, а КОРПОРАЦИИ Уважаемых Людей силёнок не хватает. «НЕТ ДЕНЕГ».
Дело понятное. Ведь, знаете, как бывает - у Гетти любимого внука в Риме похитили, да ушко и прислали в конвертике. Типа посиди, подумай.
Об уровне независимости западной археологии можно судить по недавней возне с «мощами Святого Павла». Их счастливо обрели в 2006 году под полом многострадальной римской базилики. В 2009 году дозволили археологам позырить через дырочку на какую-то подставу, а потом милостиво разрешили признать подставу подлинной. И все «учёные» выстроились хомячками и «отлепертовали» о нужном результате. Вот такая СИЛА охраняет загадки античной археологии и истории.
Помолчим и мы.
Испания. Грустный символ античности. С другой стороны, «культурный слой» не такой уж и толстый ;)