Знание и вера

Apr 09, 2024 22:50



• Урок от Сэмюэла Клеменса

В ранней юности, было мне кажется лет пятнадцать, прочитал я книжку Марка Твена «Янки при дворе короля Артура». Книжка мне страшно понравилась, я был под впечатлением пару месяцев.
Я сочинил несколько версий продолжения повести, в которых сам был действующим лицом, и даже кажется фильм сочинил. В общем, все было так, как и должно быть у впечатлительного юнца-интроверта с воображением.

У этой истории оказалось несколько следствий на всю жизнь.


• Маленькое открытие

То, как современный человек (ну, понятно, что Марку Твену современный), оказавшись один в глухом Средневековье, без всякой помощи, справочников и инструментов, сумел воссоздать многие черты цивилизации 19 века, сильно впечатляло.
И я начал думать про себя - а что в аналогичной ситуации сумел бы сделать я?

Ну хорошо, я не человек техники, у меня две руки, но обе левые, и из домашних работ я могу выполнять только те, где нужна грубая сила - копать, ломать, корчевать и т.п. Тонкие точные движения в принципе не для меня (хотя, - вот сложность человека - стреляю я очень прилично). Хорошо, своими руками я много сделать не смогу.
Но хотя бы убедить окружающих в своей правоте я смогу?
Смогу, например уговорить их, что все состоит из очень мелких не видимых глазу, частиц?
Или не смогу?

И я начал разбираться со своими возможностями убеждения на основе подручных средств - это было уже где-то на третьем курсе.
Размышления на эту тему привели меня уже к по настоящему серьезному вопросу.

ГДЕ КОНЧАЕТСЯ ЗНАНИЕ И НАЧИНАЕТСЯ ВЕРА?

Ну, что Земля шар, я убедить смогу.
И что существуют молекулы - более-менее смогу.
А вот в существовании галактик - никак не смогу, и в том, что звезды это далекие солнца - тоже не смогу.
В своем юношеском максимализме я тогда решил - вот то, в чем я могу убедить любознательного и умеренно критичного собеседника, не прибегая ни к каким данным, кроме того, что я сам видел своими глазами и пробовал пощупать собственными руками, вот это и есть то, что я действительно знаю.
А все остальное есть предмет веры - мне рассказали, а я поверил.

Потом, становясь старше и опытнее, я смягчил такой критерий.
Если мне много разных источников рассказали нечто, если возражения выдвинуты и подверглись критическому разбору, и этот разбор выявил несостоятельность возражений −
вот тогда я не то, чтобы точно знаю истину, но знаю, почему нечто принято за истину, каковы основные допущения и каковы слабости и почему я предпочел утверждение его альтернативам.
Т.е. я не просто принимаю некое утверждение. Я знаю альтернативы ему и понимаю, или как минимум мне кажется, что понимаю, почему я присоединяюсь к большинству.

И это уже похоже на знание.
Мне удалось нащупать границу между знанием и верой.
Вот когда граница нащупана, вот тогда я имею право заявить: Я КОЕ-ЧТО ОБ ЭТОМ ЗНАЮ.
Т.е. я вижу где у меня проходит граница между тем, что я ЗНАЮ и тем, во что я ВЕРЮ.

Для меня это еще одно подтверждение того, что культура образует некоторое единство, обретая культуру, человек обретает некий набор идей и ассоциаций, а как они сработают у него внутри, что и когда поможет и как будет работать - этого нельзя знать наперед. В этом смысле нету бесполезного знания и ненужной культуры - это принципиально ложный подход.

Таким образом Сэмюэл Клеменс подарил мне одну очень ценную мысль.
Человеку трудно провести четкую границу между тем, что он знает и тем, во что он верит. Мне кажется, что в полной мере осуществить это даже и невозможно, "не дано нам знанья", с сожалением констатировал Фауст.
Но человек вполне может хотя бы об этом факте знать.
А узнав - принять меры.

/Источник/


Реальность как она есть.
Реальная реальность.
О природе реальности.
Реальность vs действительность.
Наша реальность.
Чужие сны.
Вся реальность.
О различии Реальности vs Действительности.
Predictive coding.
Нейро реальность.
Мир не иллюзия, а конкуренция иллюзий.
Стать реальностью.
Гиперповерхность одновременности.
Восприятие и есть реальность.
Коллективная реальность.
МЫ ЗДЕСЬ.
Контролируемая галлюцинация.
Сотворение реальности.
Нейронаука Реальности.
Интерфейс.
Of Reason.
Наш интеллект знает, что живет в мультивселенной.
Архитектурный разум.
АМПЛИТУДА ПОИСКА.
Идея.
Свойство реальности.
Философский эксперимент.
"Реальный мир".
Объективная реальность | Часть №1
Объективная реальность | Часть №2
ЗНАТЬ И СУЩЕСТВОВАТЬ.
Сама реальность.
Самопреодоление.
Настоящая магия 21 века.
Упорядочение хаоса.
Umwelt.
Единственный мир.
Объективированные впечатления.
Ментальное пищеварение.
Изнутри Наружу.
Парадокс.
Эффективное восприятие.

image You can watch this video on www.livejournal.com



Engram : Data Sculpture for Melting Memories from Refik Anadol on Vimeo.


Как я учил арабский язык.
Про языковые картины мира.
Про языковые картины мира (продолжение).
МЕНТАЛИЗМ.
Способность языка отражать.
Язык формирует структуру мозга.


ЧТО ЕСТЬ ИСТИНА.
Истина.
"Дар Гермеса".
Средство приближения к пониманию.
Страдание как доказательство истинности.
Свобода и истина.
Инерция.
Очертания матрицы.
Вещь-в-себе.
Жизненный цикл истины.
Рождение истины.
Натурализм истины.

Культура, Реальность, Картина мира, Истина

Previous post Next post
Up