• Урок от Сэмюэла Клеменса
В ранней юности, было мне кажется лет пятнадцать, прочитал я книжку Марка Твена «Янки при дворе короля Артура». Книжка мне страшно понравилась, я был под впечатлением пару месяцев.
Я сочинил несколько версий продолжения повести, в которых сам был действующим лицом, и даже кажется фильм сочинил. В общем, все было так, как и должно быть у впечатлительного юнца-интроверта с воображением.
У этой истории оказалось несколько следствий на всю жизнь.
• Маленькое открытие
То, как современный человек (ну, понятно, что Марку Твену современный), оказавшись один в глухом Средневековье, без всякой помощи, справочников и инструментов, сумел воссоздать многие черты цивилизации 19 века, сильно впечатляло.
И я начал думать про себя - а что в аналогичной ситуации сумел бы сделать я?
Ну хорошо, я не человек техники, у меня две руки, но обе левые, и из домашних работ я могу выполнять только те, где нужна грубая сила - копать, ломать, корчевать и т.п. Тонкие точные движения в принципе не для меня (хотя, - вот сложность человека - стреляю я очень прилично). Хорошо, своими руками я много сделать не смогу.
Но хотя бы убедить окружающих в своей правоте я смогу?
Смогу, например уговорить их, что все состоит из очень мелких не видимых глазу, частиц?
Или не смогу?
И я начал разбираться со своими возможностями убеждения на основе подручных средств - это было уже где-то на третьем курсе.
Размышления на эту тему привели меня уже к по настоящему серьезному вопросу.
ГДЕ КОНЧАЕТСЯ ЗНАНИЕ И НАЧИНАЕТСЯ ВЕРА?
Ну, что Земля шар, я убедить смогу.
И что существуют молекулы - более-менее смогу.
А вот в существовании галактик - никак не смогу, и в том, что звезды это далекие солнца - тоже не смогу.
В своем юношеском максимализме я тогда решил - вот то, в чем я могу убедить любознательного и умеренно критичного собеседника, не прибегая ни к каким данным, кроме того, что я сам видел своими глазами и пробовал пощупать собственными руками, вот это и есть то, что я действительно знаю.
А все остальное есть предмет веры - мне рассказали, а я поверил.
Потом, становясь старше и опытнее, я смягчил такой критерий.
Если мне много разных источников рассказали нечто, если возражения выдвинуты и подверглись критическому разбору, и этот разбор выявил несостоятельность возражений −
вот тогда я не то, чтобы точно знаю истину, но знаю, почему нечто принято за истину, каковы основные допущения и каковы слабости и почему я предпочел утверждение его альтернативам.
Т.е. я не просто принимаю некое утверждение. Я знаю альтернативы ему и понимаю, или как минимум мне кажется, что понимаю, почему я присоединяюсь к большинству.
И это уже похоже на знание.
Мне удалось нащупать границу между знанием и верой.
Вот когда граница нащупана, вот тогда я имею право заявить: Я КОЕ-ЧТО ОБ ЭТОМ ЗНАЮ.
Т.е. я вижу где у меня проходит граница между тем, что я ЗНАЮ и тем, во что я ВЕРЮ.
Для меня это еще одно подтверждение того, что культура образует некоторое единство, обретая культуру, человек обретает некий набор идей и ассоциаций, а как они сработают у него внутри, что и когда поможет и как будет работать - этого нельзя знать наперед. В этом смысле нету бесполезного знания и ненужной культуры - это принципиально ложный подход.
Таким образом Сэмюэл Клеменс подарил мне одну очень ценную мысль.
Человеку трудно провести четкую границу между тем, что он знает и тем, во что он верит. Мне кажется, что в полной мере осуществить это даже и невозможно, "не дано нам знанья", с сожалением констатировал Фауст.
Но человек вполне может хотя бы об этом факте знать.
А узнав - принять меры.
/Источник/ Реальность как она есть. Реальная реальность. О природе реальности. Реальность vs действительность. Наша реальность. Чужие сны. Вся реальность. О различии Реальности vs Действительности. Predictive coding. Нейро реальность. Мир не иллюзия, а конкуренция иллюзий. Стать реальностью. Гиперповерхность одновременности. Восприятие и есть реальность. Коллективная реальность. МЫ ЗДЕСЬ. Контролируемая галлюцинация. Сотворение реальности. Нейронаука Реальности. Интерфейс. Of Reason. Наш интеллект знает, что живет в мультивселенной. Архитектурный разум. АМПЛИТУДА ПОИСКА. Идея. Свойство реальности. Философский эксперимент. "Реальный мир". Объективная реальность | Часть №1 Объективная реальность | Часть №2 ЗНАТЬ И СУЩЕСТВОВАТЬ. Сама реальность. Самопреодоление. Настоящая магия 21 века. Упорядочение хаоса. Umwelt. Единственный мир. Объективированные впечатления. Ментальное пищеварение. Изнутри Наружу. Парадокс. Эффективное восприятие. You can watch this video on www.livejournal.com
Engram : Data Sculpture for Melting Memories from
Refik Anadol on
Vimeo.
Как я учил арабский язык. Про языковые картины мира. Про языковые картины мира (продолжение). МЕНТАЛИЗМ. Способность языка отражать. Язык формирует структуру мозга. ЧТО ЕСТЬ ИСТИНА. Истина. "Дар Гермеса". Средство приближения к пониманию. Страдание как доказательство истинности. Свобода и истина. Инерция. Очертания матрицы. Вещь-в-себе. Жизненный цикл истины. Рождение истины. Натурализм истины.