Концепция истины и естественный отбор связаны между собой противоречивыми отношениями.
С одной стороны, натуралистам хочется объявить теорию естественного отбора истиной. С другой, концепция истины относится к человеческим качествам. Поэтому последовательные натуралисты предполагают, что эволюционная психология на основе естественного отбора должна объяснить происхождение концепции истины в ходе эволюции гоминид и высших приматов.
Возникает вопрос, можно ли совместить одно с другим.
Среди натуралистов естественный отбор является общепринятым объяснением. Объяснение в рамках законов физики - мир переходит из предыдущего состояния в последующее по законами физики - натуралистам кажется слишком абстрактным. Им хочется понять эволюцию человека в рамках функции, приспособленности и адаптации. Появляется новая функция, она увеличивает приспособленность организма, соответственно, увеличивается размножаемость и выживаемость. Все наглядно и понятно и на этом пути не требуется тратить время на изучение математики и физики.
Тем не менее, попытки ввести концепцию истины эволюционным путем приводят к неприятным последствиям. Натуралистам нравится взгляд на науку, который включает в себя прогрессивное развитие и рост научного знания, конвергирующего к истине. Однако в современных селекционистских моделях биологической эволюции прогресс отвергается (эволюция не имеет цели) или же он вводится исключительно на локальном уровне. Более того, биологическая эволюция вместо конвергенции приводит к появлению разнообразия. Непосредственный перенос таких взглядов на науку неприятно напоминает происхождение термина постистина.
Другая проблема связана с пропастью между тем, что есть, и тем, что должно быть. Обычная эпистемология связана с нормативностью, с тем, каким образом следует строить утверждения, претендующие на истинность. Эволюционные рассмотрения с другой стороны дают исключительно текущее положение дел и они не позволяют сказать, что должно быть. Попытки перескочить от одного к другому путем привлечения размножаемости и выживаемости приводят к не очень хорошим последствиям:
И кто кого переживет...
Тот и докажет, кто был прав, когда припрут!
Неплохой разбор проблемы проведен в статье Blanco Carlos
"Truth in an evolutionary perspective". Если естественного отбора достаточно для происхождения концепции истины, то в этом случае истина не обладает автономностью. Истина становиться полностью подчиненной адаптивности и функциональности и нет возможности ввести единую истину для всех. В свою очередь это делает теорию естественного отбора ненаучной теорией - круг замыкается.
В нарративе естестественного отбора невозможно разорвать успех и истинность. Однако, должно быть понятно, что из успеха, связанного с размножаемостью, отнюдь не следует, что мозг победителей возвещает истину.
Blanco Carlos предлагает следующий выход:
Естественный отбор был необходим для формирования когнитивных способностей, но его было недостаточно для возникновения концепции истины. Рассуждения об этом возможны только на уровне голых спекуляций, поэтому стоит ограничится предложением решения в целом.
На этом пути Blanco Carlos предлагает рассматривать несводимые уровни организации (истина не сводится к биологии). Мир сам по себе обладает логической познаваемой структурой. Таким образом, развитие центральной нервной системы в ходе эволюции в конце концов приводит к тому, что организм с подобающей нервной системой в состоянии различать истинные и ложные высказывания о мире и тем самым познавать мир.
Till Nikolaus von Heiseler в статье
"The Social Origin of the Concept of Truth - How Statements Are Built on Disagreements" решается предложить свое видение такого процесса.
Пытаясь преодолеть разрыв между тем, что есть, и тем, что должно быть, путем привлечения социальности:
Идея о том, что форма истинности социально сконструирована и поэтому предполагает нормативное отношение (индивиды понимают, что некоторые соображения рассматриваются - авторитетными другими - как хорошие, другие как плохие) таким образом совместима с натурализмом.
Но натурализм такого рода вполне может привести к не тому обществу, к которому стремится Till Nikolaus von Heiseler. Более того, это служит прекрасным подтверждением опасений Blanco Carlos - если естественный отбор достаточен для происхождения концепции истины, то истиной становится то, что способствует выживанию и размножению.
/Источник/ ЧТО ЕСТЬ ИСТИНА. Истина. "Дар Гермеса". Средство приближения к пониманию. Страдание как доказательство истинности. Свобода и истина. Инерция. Очертания матрицы. Вещь-в-себе. Жизненный цикл истины. Рождение истины.