Коллективный интеллект

May 30, 2023 21:43



Все индивидуумы представляют собой коллективы, состоящие из частей, которые сами когда-то были индивидуумами. Это верно не только для многоклеточных организмов, происходящих от одноклеточных предков, но и для эукариотических клеток с множественными органеллами, происходящих от предков бактерий и для более простых клеток, содержащих первые хромосомы, возникшие в результате объединения ранее свободноживущих самореплицирующихся молекул.
Более того, правильное функционирование организмов - их устойчивость, приспособляемость и эволюционируемость - зависит от постоянной автономии их составных частей!

Многоклеточные организмы демонстрируют многоуровневую автономию, динамическое взаимодействие, конкуренцию и сотрудничество, а так же скоординированные коллективные действия, присущие их развитию, функционированию и поведению, при этом являясь обществом клеток.
Таким образом, индивидуумы и коллективы, такие как рои и колонии, не так категорически различны, как кажется на первый взгляд.


Индивидуальный интеллект в привычном обличье центральной нервной системы или мозга возникает в результате взаимодействия многих неразумных компонентов (нейронов), расположенных в правильной организации с правильными связями.
Это основа коннекционизма - интеллект заключается не в отдельных частях, а в организации связей между ними.
То есть отдельный нейрон - это не то место, где происходят познания и обучение. Именно распределенная коллективная деятельность в сети представляет собой познание, а изменения в организации сетевых связей составляют механизм обучения.
Мозг является разумным коллективом, способным познавать и учиться.

В биологии организма помимо нейронных сетей существует множество различных уровней адаптивных сетей, включая сети регуляции генов, белковые сети, метаболические сети, сети диффузии морфогенов и эндокринные системы. Кроме того, ясно, что морфогенез, физиологические функции и адаптивные процессы устойчивости и восстановления требуют интеграции информации и коллективных действий, которые составляют познание - во многих случаях без участия нейронов.
Каждое из этих явлений демонстрирует одинаковое поведение при обучении, включая хранение и извлечение множества ассоциативных воспоминаний, осуществление классификации и распознавания с возможностями обобщения, а также обучение более эффективному решению задач комбинаторной оптимизации по средством накопления опыта.



Сложные системы состоят из множества взаимодействующих компонентов. Но где находится агент - на уровне компонентов или на уровне системы?
(a) Стаи часто характеризуются как коллективы, но их деятельность (поощрение, обратная связь и принятие решений) обычно приписывается отдельному компоненту. Это явно коллективы, но не явно разумные.
(b) Интеллект животных часто характеризуется как единый агент системного уровня (демонстрирующий интеграцию информации и коллективное действие), но компоненты обычно считаются «частями» без участия. Эти системы явно разумны, но явно не коллективны.
(c) В действительности все интеллекты состоят из компонентов, которые действуют на основе локальной информации и на основе индивидуальных обратных связей.

Ключевая гипотеза о том, что виды отношений, необходимые для создания эволюционной индивидуальности - это возникновение и наследуемость различий приспособленности на коллективном уровне - такие же, как те, которые необходимы для производства индивидуальности организма - информационной интеграции и коллективных действий, характерные для самости.

Эти отношения представляют собой когнитивные архитектуры независимо от субстрата, в котором они реализованы. То есть каузальные структуры, необходимые для создания пригодности, которая должным образом принадлежит целому, а не его частям, такие же, как те, которые необходимы для осуществления интеграции информации и координации действий, характерных для «Я».
Такая функциональность представляет собой познание в формальном смысле, независимо от того, реализуются ли каузальные структуры химическими, генно-регуляторными, биоэлектрическими, нейронными, экологическими или социальными взаимодействиями, последовательно с зарождающейся областью нетрадиционного и базового познания.

Любопытная вещь о коллективном разуме заключается в том, что чем разумнее что-то, тем меньше оно похоже на коллектив. Когда члены-компоненты действуют эффективно скоординированным образом, демонстрируя отвлечение от их краткосрочных личных интересов, чтобы служить долгосрочным коллективным интересам, коллектив больше похож на человека на более высоком уровне организации.

Мир полон коллективными разумами - не только в слабом смысле роев и колоний с эмерджентным поведением, но и потому, что любой организм на самом деле является разумным коллективом.

Все организмы представляют собой коллективы на нескольких уровнях: от совокупности активных молекул в клетке до совокупности клеток в многоклеточном организме или ткани и до совокупности тканей в индивидуальном организме.
Что делает коллективы личностями (в отличие от просто популяций), так это их интеллект - степень их компетентности в решении новых проблем.

Чтобы разум принадлежал коллективу, он должен возникать не из сообразительности его членов, а из наличия между ними правильных функциональных отношений.

Процессы развития являются субстратом этого интеллекта - «клеем», делающим целое больше, чем сумму частей. Большой объем научных работ указывает на то, что развитие характеризуется не как выполнение заранее запрограммированного генетического сценария, а скорее как активный, динамичный и адаптивный процесс. Хотя все клетки в большинстве многоклеточных организмов имеют один и тот же геном, замечательный белковый механизм, который и кодирует геном, наряду со структурами цитоскелета и липидов, которые каждая клетка наследует от своих предков, позволяет коллективу эмбриональных клеток развиваться дифференцированно и самоорганизовываться в крупномасштабную функциональную систему. Таким образом, развитие включает в себя многоуровневую иерархию взаимодействующих и конкурирующих подразделений, каждое из которых имеет локальную вычислительную и целенаправленную способность, что позволяет целому функционировать как единый субъект воспоминаний и предпочтений - единый центр обучения и гомеостатических циклов, которые направляют его подразделения к целевым состояниям.

Эволюционная индивидуальность, индивидуальность организма и познание сосуществуют одновременно. Идея состоит в том, что действия в соответствии с долгосрочными коллективными интересами, в частности, когда это противоречит краткосрочным личным интересам, являются не просто отличительной чертой коллективного разума, но фактически составляют познание и индивидуальность на коллективном уровне.

/Источник/

Вдогонку:

Эльфы.
ПАТОГЕНЕЗ СТАИ.
Знать все возможности.

Альтернативный вариант интеллекта.
"Жидкий интеллект".
Кто же мыслит?
Иллюзия знания.
Conventional wisdom.
О уме.
Понимание культуры.
Плод социальных взаимодействий.
Так работает поток.
Внутри сражения.
А где же мозг?
Еще про культуру.
Почему человеческий мозг уменьшился в размерах?
Нерациональность.
Как совокупность.
Технологический подход к разуму (TAME)
Коллективная нейробиология.
Periodic Table of Elements for the Brain.

Жидкий интеллект, Сознание, Целое, Ноосферогенез

Previous post Next post
Up