Долгое время парадигма «стимул-реакция» была доминирующей в изучении молекулярных механизмов обучения и памяти; предполагалось, что так же, как весь организм человека отвечает на раздражители внешней среды, нейроны реагируют на поступающие импульсы, вызывающие возбуждение определенных участков мембраны нейрона. Нейрон либо срабатывает, либо не срабатывает, в зависимости от того, достигает ли возбуждение определенного порога.
Возникающая тенденция в нейронауке состоит в том, чтобы рассматривать работу нейронов как предвосхищающую и ориентированную на будущее. Нейроны ведут себя проактивно, потому что стремятся к выживанию - так же, как и все живые организмы.
Важным шагом в понимании того, как работают нейроны, стала идея о том, что на первом месте стоит упреждающая активность нейрона, а не внешний импульс. Нейрон не реагирует на поступающее возбуждение, а активно запускает приток активности.
Нейроны используют в качестве «пищи» метаболиты микроокружения, и импульсная активность нейронов направлена на получение этих метаболитов. Вместо того, чтобы реагировать на входящий сигнал, нейроны активно запускают приток необходимых веществ в клетку, таких как нейротрансмиттеры.
Когда специализированный набор наших нейронов срабатывает вместе, мы действуем для получения поведенческого результата, а нейроны также получают свой микрорезультат в виде необходимых метаболитов.
Этот процесс можно описать как метаболическую кооперацию клеток, в которую вовлечены не только нейроны, но и глиальные, соматические, железистые, мышечные и другие клетки по всему телу.
Этот принцип работы клеток является центральным для обучения, что по сути означает создание общесистемных групп метаболически взаимодействующих клеток, которые управляют поведением человека.
/Источник/ "Ген счастья". Поисковая активность. О пользе стресса. Используйте стресс мудро. Еще раз о балансе. Ключ к счастью. Проблема самоубийства. Любознательность. Когнитивная гибкость и везение. "Желание снять сресс" «Сбор урожая» Новая теория обучения. Сенситивные периоды. Новая стратегия моделирования личности как сложной системы. Zona Incerta. Преодоление.