В продолжение тем:
Affordance “Смежное возможное” Основные способы умозаключений (логического вывода) у алгоритмов это индукция и дедукция.
• Индукция - это способ обучения интеллектуального агента на опыте; сбор большого количества фактов и нахождение в них неких общих закономерностей; обобщение выводов для популяции из выборки, чтобы экстраполировать их из известного в неизвестное (наиболее успешно это делают искусственные нейронные сети при машинном обучении);
• Дедукция - этот способ использует для рассуждения интеллектуального агента о мире определенный набор предварительных знаний; инженеры и программисты создают символические системы, наделяя их предопределенным набором правил и фактов, а алгоритм использует эти знания, чтобы рассуждать о данных, которые он получает (наиболее успешно это делают системы символического искусственного интеллекта).
То есть индукция реализует эмпирическое тестирование выдвинутых гипотез, а дедукция из принятых гипотез выводит следствия. Для первой хорошо бы иметь как можно больше данных. Для второй - как можно больше времени для вычисления возможных следствий.
Но в повседневной жизни людей и то, и другое в дефиците.
Поэтому люди при решении вопросов повседневной жизни используют не индукцию с дедукцией, а так называемый «здравый смысл», базирующийся совсем на ином способе логического вывода - абдукция.
Абдукция - можно условно назвать “обратной” дедукцией. Если в дедукции логический вывод (умозаключение, рассуждение) развивается от посылки к следствию, то в случае абдукции, наоборот, - от следствия к посылке. В ходе абдукции, осуществляется принятие наиболее правдоподобных объяснительных гипотез на основе «здравого смысла».
Абдуктивный вывод был впервые описан еще 19 веке Ч.С.Пирсом, как когнитивная способность придумывать гипотезы и формулировать интуитивные предположения, чтобы на их основе делать логический вывод о наблюдаемом положении вещей.
Навскидку кажется, что абдуктивный вывод - это догадка о том, как, наблюдая за явлением, мы можем определить его причину, не тратя много времени на индуктивный анализ данных. Но посмотрев внимательнее, мы увидим, что называть это догадкой не совсем верно.
Дело в том, что догадка приходит по воле случая. Это просто случайность: случайно повезло, и мы догадались. Но ведь согласитесь, это несколько странно, если из множества вариантов вдруг сразу выбирается правильная гипотеза (или, по крайней мере, наиболее правдоподобная). А если такое происходит регулярно, то это же вообще чудо какое-то.
Что-то в регулярности таких случайности не так.
Как можно случайно догадаться до того, чего на свете еще нет?
Ведь «абдукционный инстинкт», позволяющий отбирать среди необозримого множества гипотез наиболее правдоподобные, не может (как и любой инстинкт) сформироваться по отношению к тому, чего еще на свете нет.
Тогда образно говоря, случайность встречается с чудом. И это вовсе не результат логического вывода, ибо ни индукция, ни дедукция, ни даже абдукция не могут вести к таким результатам.
Получается, что ни один из трех типов логического вывода не помогает нам понять, как люди решают задачи с неопределенным пространством возможностей. Остается предположить, что помимо логических способностей, люди обладают некими иными способностями, позволяющими решать подобные неопределенные задачи.
Способность незапланированных открытий.
В психологической науке термином serendipity называют способность (а то и склонность) субъекта к незапланированным открытиям; т.е. открытиям, происходящим как будто случайно в процессе творческой деятельности, суть которой допускает (и даже предполагает) творческие прорывы в создании чего-то нового (это может быть поисковая, исследовательская, научная, художественная или любая иная деятельность).
Значение слова serendipity - это некое чудесное, парадоксальное и счастливое открытие:
• одновременно требующее, как удачи, так и мастерства;
• одновременно непредсказуемого, но достижимого;
• одновременно случайного и, в то же время, являющегося плодом чрезвычайно высокой мотивации;
• одновременно являющегося неожиданным и как бы побочным результатом, но и, в то же время, воплощающего в себе весь предыдущий опыт индивида.
Что же касается сущности близких к serendipity понятий, эти понятия описывают содержание процесса активности субъекта, реализующего свой опыт через вовлеченность в разного рода творческую деятельность. Тогда как serendipity выступает как понятие, описывающее особую организацию опыта субъекта, что выводит ее в проблемное поле категории способностей.
То есть можно утверждать, что понятие serendipity претендует на самостоятельную феноменологию (отличную от схожих понятий интуиция, инсайт и т.д), как психическая способность, не только позволяющая возникать незапланированным открытиям, но и предполагающая наличие в психике специального механизма их появления.
Serendipity - чудо увидеть цель в море случайностей.
В этих работах подробно рассмотрены различные определения, трактовки, онтологии и фреймворки serendipity:
On serendipity in science: discovery at the intersection of chance and wisdom.Modelling serendipity in a computational context.Systematizing serendipity for big science infrastructures: The ATTRACT project. «Постановка проблемы - не просто открытие, это - изобретение».
/Анри Бергсон/
• Принципиальным препятствием для алгоритмического выявления и использования affordance (потенциальных инновационных возможностей) становится не неисчислимость, а неопределенность их потенциальных вариантов (они просто не существуют до тех пор, как появляются по воле интеллектуального агента, выражая его личную прихоть и творческий порыв). И крайне важным здесь является понимание того, что творческая прихоть индивида и его творческий порыв почти ничем не ограничены.
• Творческая прихоть интеллектуального агента - не единственный фактор неопределенности affordance. Другие два источника таких факторов - обстоятельства окружающего мира и внутренней модели окружающего мира, присутствующей в той или иной форме у интеллектуального агента.
Уникальный механизм serendipity людей позволяет нам актуализировать affordance смежного возможного.
То есть можно предположить, что в основе механизма выявления affordance смежного возможного лежит serendipity именно к изобретениям.
Где под изобретениями имеется в виду: производство на свет таких affordance, которых до того не существовало; и не случись данный творческий акт, могло бы на свете и не появиться.
Резюмировать все вышеизложенное можно так:
• Уникальная способность интеллекта людей позволяет нам выявлять и актуализировать affordance смежного возможного (что не является вычислимой задачей из-за неопределенности последнего).
• Эта способность людей обеспечивается механизмом serendipity к изобретениям, в основе которого лежат многоплановые способности людей осуществлять особые когнитивные (в первую очередь, аналитические и темпоральные) и внекогнитивные (социально-сетевые) действия.
• Из невычислимости механизма serendipity следует, что это акт непонятийного, непосредственного “узрения”, “постижения”, и этот акт познания совпадает с актом, порождающим действительность.
/Источник/