«Мы можем знать больше, чем способны рассказать».
/Майкл Полани/
Наше отношение к чему-либо рождается из интерактивной коммуникации различных психологических процессов: чувств, убеждений и стереотипов поведения. И эти процессы часто вступают в конфликт друг с другом.
В то же время, помимо осознаваемых нами психологических процессов, нами рулят имплицитные (подсознательные) процессы, возникающие и существующие за пределами нашего сознания.
• Осознаваемые процессы - менее зашумленные. Здесь больше определенности и меньше энтропия.
• В подсознательных процессах - наоборот.
Для выявления и измерения осознаваемых процессов задаются прямые вопросы по существу дела. Для имплицитных процессов нужны косвенные неявные методы, позволяющие уловить чувства человека, не прося его задуматься над этими чувствами. Это снижает вероятность подавления какого-либо отдельного чувства другим конфликтным чувством и уменьшает взаимозависимость элементов отношения.
Неявное знание (tacit knowledge) - вид знания, к которому относится то знание, которое не может быть легко передано другим.
Термин «неявных/имплицитных знаний» (Tacit/Implicit Knowledge) был предложен Майклом Полани. В своей работе он писал о процессе, а не о форме знания, однако его термин был использован для обозначения вида знания, которое полностью или частично не эксплицированы (не формализованы). Неявные знания часто включают навыки (умения) и культуру, присущие нам, но не осознаваемые нами.
Такое знание можно охарактеризовать, как не оформленное логически или посредством естественного языка явление сознания. Оно проявляется на уровне сознания отдельного индивида, но является невидимым для других и поэтому непередаваемым.
Такое личностное знание воплощается в экспериментальных, диагностических способностях человека, мастерстве владения теоретическими методами и т. д. Оно сопутствует различной деятельности и часто определяет так называемый интеллектуальный капитал.
Для «неявности» характерна неопределенность, которая, в свою очередь, оценивается через энтропию.
Неявные знания могут быть переданы только через обучение или получены через личный опыт. Так, умение плавать, ездить на велосипеде, управлять автомобилем может быть приобретено в результате наблюдений, личных тренировок под руководством инструктора, попыток. Любые, сколь угодно ясно сформулированные правила сами по себе не помогут этому научиться.
Новое
исследование "ACCURATE BY BEING NOISY: A FORMAL NETWORK MODEL OF IMPLICIT MEASURES OF ATTITUDES" посвящено сетевой модели формирования имплицитных (подсознательных) отношений.
Каковы истинные взгляды человека?
Иными словами, какое из его отношений - явное или неявное (обдуманное или спонтанное, в той или иной обстановке или контексте), - истинное?
Ответ, получился такой:
У каждого из нас много разных взглядов, и разные процессы и контексты определяют, какое отношение вы на самом деле выразите по отношению к чему или к кому-либо.
Это значит, что в нашем сознании, как бы, живет одна личность. А в подсознании их несколько. Кто из них выйдет вперед и займет доминантную роль, зависит от интегральной комбинации разных подсознательных процессов.
/Источник/