Одним из самых фундаментальных концептов Грегори Бейтсона является идея о логических уровнях обучения и коммуникации.
Основание ее лежит в теории логических типов Бертрана Рассела, которая коротко может быть изложена следующим образом: все объекты мышления организованы в своеобразную иерархию, к нулевому типу которой относятся индивидуальные объекты (например, ложка). К первому типу относятся множества объектов нулевого типа (например, ложки как множество); ко второму - множества множеств этих объектов (например, «столовые приборы» как множество, которое объединяет ложки, вилки, ножи и другие приборы) и т. д.
Таким образом проводится строгое разграничение между предметами, свойствами предметов, свойствами свойств предметов и т. д.
Применительно же к обучению теория логических типов выглядит следующим образом:
По Бейтсону способность достигать обучения определенного уровня напрямую связана с возможностью системы формировать контуры с соответствующим уровнем рекурсивности.
► Нулевое обучение - линейный отклик на изменение окружающей среды, характеризуется специфичностью отклика, не подлежащего исправлению, будь он хоть правильным, хоть ошибочным.
Бейтсон также подчеркивал, что концепция "обучения" невозможна без предположения о воспроизводимом контексте. При этом понятие «контекст» подвержено логической типизации: «стимул есть элементарный сигнал, внутренний или внешний; контекст стимулов есть метасообщение, которое классифицирует элементарные сигналы; контекст контекстов стимулов есть метаметасообщение, которое классифицирует метасообщения.
► Обучение-I есть изменение специфичности отклика благодаря исправлению ошибок выбора внутри данного набора альтернатив.
Самый знакомый случай - это классическое павловское обусловливание (выделение слюны на звонок, например). К этому уровню можно отнести: "обучение", возникающее в контексте инструментального поощрения и инструментального избегания, феномен обучения путем многократного повторения, в котором одна единица поведения организма становится стимулом для другой единицы поведения, феномены привыкания и угасания и т.п.
► Обучение-II есть изменение в процессе обучения-I, т.е. корректирующее изменение набора альтернатив, из которых делается выбор; либо это есть изменение разбиения последовательности опыта.
«Контекст» определяет выбор из разных наборов откликов: обучение-I есть изменение отклика благодаря корректированию выбора из заданного набора откликов. Обучение-II есть изменение в процессе обучения-I, т. е. это корректировка набора альтернатив, из которых делается выбор; либо это изменение разбиения последовательности опыта.
Хороший пример обучения-II из психотерапии - феноменом "переноса" (трансфера) в психоанализе.
Рассмотрим инструментальный взгляд на жизнь. Организм с таким взглядом в новой ситуации предпримет поведение "проб и ошибок" для получения от ситуации позитивного подкрепления. Даже если ему не удается получить это подкрепление, его целевая философия не отрицается. Его поведение "проб и ошибок" просто будет продолжаться. Предпосылки "цели" просто принадлежат к другому логическому типу, нежели материальные факты жизни, и потому не могут быть легко опровергнуты.
Практикующий маг не отучается от своего магического видения событий, даже если его магия не работает. Фактически утверждения, управляющие пунктуацией, имеют общее свойство
самоподтверждаться. То, что мы называем "контекстом", включает поведение субъекта, равно как и внешние события. Но это поведение контролируется предыдущим обучением-II, и поэтому оно будет такого сорта, чтобы загнать общий контекст в шаблон, соответствующий ожидаемой пунктуации. В целом, эта самоподтверждающаяся характеристика обучения-II делает это обучение почти неискоренимым. Из этого следует, что обучение-II, полученное в детстве, сохранится, по-видимому, на всю жизнь.
► Обучение-III есть изменение в процессе обучения-II, т.е. корректирующее изменение в системе наборов альтернатив, из которых делается выбор. (для некоторых людей и некоторых млекопитающих этот уровень требований может быть патогенным.)
Обучение III является редким феноменом и с трудом поддается описанию. Во многом это связанно с самоподтверждающимся характером предпосылок, полученных при обучении-II. Однако можно предположить, что противоречия, генерируемые на втором уровне, как-бы выталкивают на третий уровень обучения. Обучение III условно описывается как глубокая реорганизация характера, которая может быть как прорывом к чему-либо радикально новому, так и психотическим провалом.
Среди изменений, которые позволяют говорить об Обучении III, можно назвать: научение изменять привычки, приобретенные при Обучение II, направлять или ограничивать Обучение II, наконец, если обучение-II - это обучение контекстам обучения-I, то обучение-III должно быть обучением контекстам этих контекстов.
Рассмотрим небольшую единицу обучения-II, упомянутую выше в качестве источника "лазеек" для избегания обучения-III. Определенная личностная характеристика (назовем ее "настойчивостью") генерируется опытом множественных последовательностей со спорадическим подкреплением.
Теперь мы должны спросить о более широком контексте таких последовательностей. Как генерируются такие последовательности?
Этот вопрос подобен взрыву.
Например. Организм ищет нужный или потерянный объект. Свинья вынюхивает желуди, игрок не отходит от игрального автомата в надежде сорвать банк, мужчина ищет ключи от своей машины. Существуют тысячи ситуаций, в которых живые существа должны проявить настойчивость в поведении определенного рода именно потому, что подкрепление спорадично или маловероятно. Обучение-II упрощает вселенную, относя эти случаи в одну категорию. Но если обучение-III касается контекстов этих случаев, то категории обучения-II взрываются.
Все то, что мы называем своим «характером» («Я»), есть «результат» Обучения-II.
То есть «Я» - это привычки действий в контексте.
Но на уровне Обучения III речь идет о восприятии и действии в контексте контекстов, поэтому «Я» теряет свой смысл и становится несущественным.
Концепт «Я» более не функционирует как центральный аргумент в пунктуации опыта.
Иными словами, на третьем уровне мы будем иметь дело с сильно изменившейся картиной мира и пунктуацией опыта, которая пока с трудом поддается описанию в привычных терминах. Обучение III просто взрывает категории Обучения II.
► Обучением-IV будет изменение обучения-III, но кажется, что оно не встречается ни у каких взрослых земных организмов. Однако эволюционный процесс создал организмы, онтогенез которых выводит их на уровень обучения-III. Комбинация филогенеза и онтогенеза фактически достигает уровня обучения-IV.
Обобщая, несколько выводов:
• Жизнь вообще и обучение в частности как процесс может происходить на разных логических уровнях и эти уровни необходимо различать между собой, дабы не путать бульдога с носорогом и не попадать в ловушку «двойных связок» - как во внешнем мире, так и в собственном мышлении.
• Смешение логических типов является очень частой вещью как в мышлении, так и жизни - и оно может быть не только негативным и парализующим, но и способствовать творчеству и выходу на новый уровень.
• Структурирование контекстов является способом организовать восприятие человека тем или иным образом, что постоянно происходит в человеческой жизни и взаимодействии. Бдительное отношение к этому может служить как повышению качества жизни, так и появлению принципиально новых способов обучения и передачи информации.
/Бейтсон Грегори | "Экология разума"/