Вопрос - как произошел человек - занимал людей с давних пор.
Над ним задумывались ученые, его пытались разрешать служители религии, на него давала ответ народная догадка.
Само собою разумеется, что у разных народов и в разные времена ответы были, неодинаковы; ведь истины никто не знал, приходилось ответ придумывать, а разные люди думают, неодинаково.
• У жителей островов Тихого океана распространено сказание, что первые люди, а по мнению иных и все животные, даже весь мир, произошли из яиц или из одного яйца, причем не объясняется откуда же появилось это яйцо.
Жители Новой Зеландии, верили что первые люди вышли из плававшего по морю яйца вместе с лодкой, в которой они и доплыли до берега; жители же островов Фиджи утверждали, что люди вылупились из яиц каких-то необычайных куликов.
Другие островитяне Тихого океана, разделяли верование, что из яйца родился их бог Тангароа, который уже и создал весь мир.
У одного народа - баттаков - имеется предание, что сначала был чудесный громадный петух, который сидел на трех больших яйцах, и высидел мальчика и двух девочек, от которых и произошли люди.
• У первобытных дикарей Австралии записано предание, что сначала люди были какими-то недоделанными, вроде круглых глыб, не имевшими ни лица, ни рук, вообще не представлявшими еще вида человека, и что их превратили в мужчин и женщин какие-то два чудесных существа, жившие „на западном небе“. Они заметили недоделанных людей, спустились с неба на землю со своими каменными ножами, и начали обделывать круглые глыбы; прежде всего они несколько отделили, от туловища голову, руки, ноги и выделили пальцы на руках и ногах, потом стали обделывать лицо, проковыряли ноздри, открыли глаза, прорезали рот и так далее, пока не явились, наконец, настоящие мужчины и женщины.
• У древних греков существовало сказание, что первоначальные люди размножили себя, бросая камни взад через голову; из этих камней возникали новые люди. Подобное же предание встречается и у некоторых племен индейцев Америки. Другие индейцы полагают, что первые люди явились из-под земли, где они будто бы долго жили, пока им не удалось найти отверстие наружу, а в южной Африке народы банту думают, что люди вышли из какой-то пещеры.
• У жителей островов Тонга и Самоа, даже у китайцев, имеется предание, что люди происходят от зародившихся в земле червей. Иные, однако, считают более вероятным, что люди произошли от более совершенных животных, например, от птиц или от зверей (бобра, волка, собаки, медведя и т. п.), иногда разные ветви одного племени признают своими родоначальниками разные породы животных. Там, где хорошо известны обезьяны, человек обратил внимание на сходство их вида со своим, и пришел к догадкам, не произошли ли первые люди от них, или наоборот, не представляют ли из себя обезьяны выродившихся людей. По свидетельствам путешественников, многие племена негров, малайцев, индейцев полагают, что обезьяны - те же люди, только не говорят, да и то из боязни, чтобы их не заставили работать. По мнению же других племен, обезьяны были некогда людьми, а потом потеряли человеческий образ за свою гордость и высокомерие. Известны также многие народные сказания, приписывающие людям происхождение от обезьян.
Так, у одного малайского племени, живущего на полуострове Малакке, имеется такой рассказ. В начале вещей, в горных лесах страны, жили две белые обезьяны из породы гиббонов, окруженные многочисленным потомством. Когда это потомство подросло и пищи стало недоставать, родители собрали своих детей и предложили им спуститься вниз, в широкие равнины у подошвы гор. Обезьянья молодежь спустилась в равнину, где все показалось ей красивее и лучше, чем в сырых болотистых лесах их горной родины. Прежде им приходилось довольствоваться жесткими деревянистыми плодами, скудными кореньями и ягодами, теперь они увидали кругом себя множество самых сочных и вкусных фруктов. Такая перемена пищи оказала скоро влияние: рост обезьян стал увеличиваться, они стали полнеть и хорошеть. Скоро они открыли хлебные злаки, питание которыми еще более изменило устройство их тела. Стали изменяться их внутренности, начали выпадать покрывающие их волосы, укорачиваться руки и ноги и т. д., и в одно утро обезьяны проснулись настоящими людьми. Сочная и питательная пища имела, однако, и другие последствия. Добродушная порода обезьян подверглась изменению, пробудились страсти, возникли споры, вражда, и новые люди, вероятно, перебили бы друг друга, если бы не явились на кораблях иноземцы, не покорили бы их и не водворили надлежащего порядка. Имеется и другое подобное индийское сказание, по которому от пары обезьян (в них превратились бог и богиня) произошли три сына и три дочери - родоначальники населения Тибета. Один святой отшельник научил их возделыванию хлебных растений, которое, изменив их питание, оказало такое влияние, что волосы у них вылезли, хвосты отпали, они получили дар слова, превратились в людей и стали одеваться древесными листьями.
/Источник/