Центром психоаналитического знания является знание о субъекте - такой формации человека, которая возникла в Новое время. Эта структура человеческого обладает набором характерных черт, которых не было ранее, и связанных с ними проблем. Центральной проблемой человека Нового времени является невроз навязчивости или обсессивный невроз.
История формирования субъекта современного типа, согласно психоанализу, началась с Декарта.
Вот как об этом говорит психоанализ:
В начале 17 века великий философ раннего Нового времени Рене Декарт установил усмотрение человеком самого себя, то есть своего сознания. Метод радикального сомнения Декарта заключался в том, что человек, подвергая сомнению все, останавливался на том единственном, что существует: если я сомневаюсь, значит есть то, что сомневается, значит я существую. Впоследствии с той или иной степенью достоверности Декарт вывел из этой истины существование Бога и внешнего мира, а субъект Нового времени пустился в интересные игры, которыми вы можете заняться прямо сейчас: "Я думаю, что я сейчас думаю, значит я существую", сомневаться можно в чем угодно, в существовании внешнего мира (мы лежим в Матрице, все ощущения непосредственно транслируются нам в сознание тем, что Декарт назвал Злым Гением), но сомневаться в том, что я сейчас думаю, в чем-то сомневаюсь, думаю, что я сейчас думаю, тем самым обнаруживаю себя, то самое сознание - в этом сомневаться невозможно.
Если ты думаешь, значит есть ты, который думает.
Великое открытие Декарта.
Там было еще много чего.
Из метода Декарта выросла наука, все наше время, цветы и плоды, которые мы сейчас пожинаем и которые горьки. Люди теперь думают, что они алгоритмы, программы, роботы, что их и вовсе не существует. Но где-то на периферии идет работа со знанием о сознании: тут и квалиа, и "если испытываешь боль, значит ты жив" Уоттса.
Не важно, сформировал ли Декарт современного субъекта, или же Декарт кое-что верно подметил о стадии эволюции души человеческой, которая пришлась на раннее Новое время.
Важно что в начале Нового времени возник субъект, который может непосредственно осознавать себя, понимать, что он думает о себе, понимать, что он в данный момент воспринимает эти квалиа в своем феноменальном поле сознания.
За это знание пришлось заплатить.
Психоаналитики называют это удвоением означающего.
Можно назвать это расщеплением субъекта. Дело в том, что Вы может думать о себе, только когда есть некое удвоение. Вы как бы должны выйти из себя, чтобы посмотреть на себя со стороны.
Вот она цена, и из нее много выросло: невротический субъект, склонный к пряткам внутри своего Я и сторонящийся узнавания со стороны внешнего мира, панические атаки, разделение высказывания на содержание и акт высказывания, зацикленность на невротических повторах незавершенных частей действия, проверках, навязанных себе испытаниях.
Все бытие субъекта отравлено этими увечьями.
Субъект - это тот, у кого вечно все валится из рук, кто не может реализовать свое желание, кто сам портит свое наслаждение. И вместе с тем в этом и заключается благородная его суть субъекта. Он более не высокоточная зверушка Эдемского сада. Теперь в нем - сознание, этот луч феноменального поля квалиа, духовного мира, который освещает бесконечную черноту мира-хаоса, и вместе с тем это проклятье человека, его ущербность.
Согласно Лакану, структура субъекта или ситуации, в которую вовлечен субъект, имеет форму бутылки Кляйна.
Отличительные черты этого объекта - "смотрение" объекта на самого себя боковой трубкой и топологический изъян в процессе этого "смотрения" - место пересечения объектом себя сбоку. Этот изъян проявляется на индивидуальном уровне или на уровне общественном. На уровне желания он проявляется как желание, которое пересекает сбоку само себя и тем самым мешает само себе.
Например, это те самые моменты, когда человека охватывает боязнь чистого листа, и он не может начать действия. Ну, или в сексуальной сфере. Когда человек испытывает влечение, но когда приходит момент реальной встречи с объектом своего влечения, желание вдруг пропадает, а приходит например беспокойство и волнение, с которым человек не может справиться. И часто это трагедия. Вместо реализации желания в наслаждение с объектом своего желания человек выбирает забвение прокрастинации своего покоя и одиночества.
Еще одна сумма, уплаченная человеком за право быть сознанием, - это бессознательное.
Бессознательное - бешеный реактор, который дает вам как изменчивость, так и канализированность вашего поведения. Вы каждый день просыпаетесь иными. Прежними тоже, но и иными. Это тоже залог того, что Вы можете выйти из себя, чтобы посмотреть на себя и зафиксировать свое существование. Сегодня Вы умиротворены, а завтра проснулись в злом настроении. Это непрерывное изменение состояний реактора бессознательного.
Проблематика сбитого с толку, дезориентированного, расщепленного на Я и наблюдащее это Я некое другое Я субъекта доходит до весьма впечатляющих эффектов и особенностей структуры.
Например, такая вещь как стыд. Стыд и вытекающие из него невротические следствия возникают не сразу после инцидента, а впоследствии. И между этим инцидентом и моментом возникновения стыда по его поводу присутствует временной зазор, заполненный работой рефлексии или бессознательного.
Такие темпоральные, зацикленные эффекты сродни всей судьбе обсессивного невротика, который обречен узнавать о своем неврозе, предпринимать попытки борьбы с ним, что тоже является частью невроза. В этом и удивительная фрактальная спираль невроза навязчивости. Определенными этапами развития невроза является увеличение субъектом осведомленности о своем неврозе и длинная история противодействия ему.
Здесь мы приходим к еще одному аспекту топологии современного субъекта в виде бутылки Кляйна - проблема воли субъекта изменить положение дел и вопрос прямого влияния.
Наличие у человека сознания и рефлексии позволяет ему влиять на автоматизмы, которые составляют его бытие. Но, с другой стороны, именно сложная топология современного субъекта в виде бутылки Кляйна, которая пересекает сама себя, приводит к тому, что желанию субъекта что-то мешает, и это что-то - это само желание субъекта, а прямая попытка воздействия волей после саморефлексии приводит у субъекта Нового времени к провалу таких попыток. При увеличении вашего активного вмешательства в вас самих и ваше бытие, происходит последующая реакция от вас - например, в виде вторжения бессознательного.
/Источник/ Вдогонку:
Качество зеркал.