Рождение совести это и есть, по существу, рождение свободы воли или, что то же самое - вменяемости.
Научившись предварительно "проигрывать" в воображении (сознании) все собственные побуждения, обусловленные внешними или внутренними "раздражителями", и только затем допускать их в "моторику" (или, наоборот, отменять, запрещать), человек перестаёт быть слепой марионеткой, автоматом, моторно "реагирующим" на все воздействия внешней (или собственной "внутренней") среды.
Он получает дар свободного решения - реагировать или... воздержаться!
С этого момента среда теряет свою всесильность, её диктат становится не абсолютным; самой главной и устойчивой реальностью для человека становится собственная его воля - нравственный долг, который должен выполняться независимо от эмпирически данного состояния наличной среды, вопреки ей, т.е. вопреки собственным побуждениям, обусловленным как данной внешней средой, так и собственной своей животной природой.
Ещё Дарвин понял, что нельзя всё в человеке сводить к разуму - к способности адекватно познавать окружающую среду.
Есть вещи поважнее.
С точки зрения антропогенеза, нравственность глубже разума.
Исходно человек - "существо нравственное", ибо сутью первичных идеально-общинных связей людей (их первоязыка - мифа) повсеместно является представление о должном, а не об истинном.
/Источник/ Структурная ошибка. "Главный двигатель" цивилизации. Совесть - ключевое эволюционное преимущество.