Осмысленность и обоснованность

Apr 02, 2020 21:08



Разворачивающаяся перед нами реальность настолько богата событиями и меняется так быстро, что мы можем найти в ней подтверждение любой, самой безумной или деструктивной картины мира.
Прежде всего, чтобы понять как формируется картина нашего мира, мы должны понять, как производится выбор элементов мира, что мы в нее заносим.
Наше внимание избирательно.
Есть у каждого из нас особая иерархия избирательности в которой одно более интересно, чем другое. Это досталось нам еще от животных - более важно то, что сулит большие опасности или большие удовольствия. Это матрица с которой мы начинаем, но эта система развивается с годами. Изменения привносятся в нее родителями, обществом и нами самими.

Мы сами творцы наших правил!


Мы можем вносить изменения в собственную иерархию ценностей, а значит и в то, как мы видим этот мир и наше с ним взаимодействие.
Собственная система ценностей - всегда вопрос личной веры, собственного намерения, но не интеллекта.
Наша способность работать на будущее, с большими временными масштабами требует от нас веры в это будущее, поскольку факторов, способных повлиять на него так много, что предсказать его путем интеллектуализации, вычисления, и подготовиться тогда к нему не представляется возможным.

Наши планы - это всегда акт веры!

Система ценностей таким образом становится необходимой начальной структурой, вокруг которой мы можем построить наше мировоззрение, а значит, и наш мир.
Именно под ее руководством мы решаем какие элементы из бесконечного многообразия встраивать в нашу картину мира. Именно согласно ей должна производится и необходимая обработка (деструктуризация и реструктуризация) этих элементов. Система ценностей задает нам как разрешенную палитру, так и масштаб и требования к формам.



Человеческое мышление несовершенно - оно может и должно быть улучшено через непрекращающуюся практику мышления. Практика мышления - это ретроспекция существующей карты смыслов, поиск изолированных участков, и создание связей между ними и общим смысловым полем.
Изолированные смысловые участки, если они не могут быть вписаны в общее смысловое поле - это ошибка мышления, либо остаточные конструкции, которые потеряли смысл (связь) в новой картине мира.

[Осмысление и вера:]
• Смысл - это связь между явлениями.
• Осмысление явления - вплетение его в уже существующую сеть известных явлений.
Нечто является бессмысленным, если не имеет достаточного количества связей с сетью явлений.
Смысловая сеть имеет иерархию. Смысл рождается там, где у явления есть причина (или причины), и где явление имеет следствие (или следствия). Нечто, что не имеет причины, или не имеет следствий - бессмысленно.

Человек осмысляет мир через вплетение в собственную картину мира все большего количества явлений. Человеческий разум имеет имманентную (встроенную) матрицу узнавания и обработки смыслов.
Эта матрица имеет вид: (…->X->…), где «->» - причина, а «Х» - явление.
Так формируется первая карта смыслов.
Так она растет и обретает все большую детальность.

Человеческий разум несовершенен - не будучи подготовлен специально, он не может концептуально работать с бесконечностью, а значит и с бесконечной смысловой цепочкой. Это рождает противоречие, так как осмысленным является нечто, что имеет причину и следствие. Рано или поздно в процессе мышления мы приходим к явлению без явной логической причины, или не имеющему явного следствия. Это противоречие снимается верой.

Вера есть альфа и омега смыслового поля.
Там, где мы не можем найти причину явления - мы вынуждены совершить акт веры, так же и с неизвестным нам следствием. Вера в данном случае не вопрос возможности, но вопрос необходимости.
Вера - это необходимые ворота, закрывающие выход из поля осмысленного в поле бессмысленного.
Без этих ворот бессмысленной становиться вся уже существующая смысловая сеть, так как она в этом случае начинает нарушать фундаментальное правило образования смысла «Смысл рождается там, где у явления есть причина (или причины), и где явление имеет следствие (или следствия).»

Смысл и вера - два главных понятия в философском осмыслении мира. Одно без другого не может существовать - они есть форма и содержание, граница и беспредельное, необходимое сочетание для создания всего многообразия познаваемого мира.




Все сущее имеет предел - предметы, тела, явления.
Мы о(предел)яем нечто, ограничив от остального мира. Так мы отделяем себя от другого, и себя сегодняшнего от себя вчерашнего.
• Жить - значит меняться - в мире полном других людей, тел, вещей, явлений.
• Жить - значит постоянно сталкиваться с пределами, упираться в границы.
Ограничения и столкновения причиняют нам страдания. Тот, кто хочет расти, расширять свои границы - должен быть готов к боли столкновений.
• Жить - значит расти и меняться, значит сталкиваться с пределами и страдать от того.
Страдание - неотъемлемый элемент развития. Боль указывает на опасность, но она же - необходимый спутник роста.

А что же тогда есть счастье?

Счастье - эпифеномен, сопутствующий эффект. Оно, как стрелка компаса показывает, верно ли избранное направление. Чувство, когда после долгого плутания по чащобе леса мы вышли на дорогу, и знаем, что она приведет нас домой.

Как же добиться того, чтобы стрелка показывала в верном направлении?



Ценностное измерение - векторно.

В нем есть направления, но нет цели (как объекта обретения). После извлечения предмета желания из мира грез в реальность мы вынуждены грезить новый объект, чтобы наша жизнь снова обрела цель. Векторная ценность определяет направления на жизнь вперед. Движение от хаоса к порядку, от невежества к знанию от бесструктурности к структуре, от какофонии к гармонии и ритму - векторная система ценностей, что создает необходимую поляризацию поступков в бесстрастном поле интеллектуальных смыслов.

Интеллектуальная смысловая структура с добавлением в нее векторной системы ценностей рождает план действий, осмысленность и обоснованность собственного бытия.

Страдания необходимо возникают, как эпифеномен роста, укрупнения структуры. Там, где мы соприкасаемся с хаосом, где происходит его инкапсуляция (отрыв от остального хаотического) и преображение в смыслы и знания - есть страдание, как от прикосновения к огню. Но, страдание это - лишь доказывает рост. И нейтрализуется чувством удовлетворения от роста структурности, отвоевания нового, рождения мелодии из шума - счастьем.

Интеллектуальная структура без ценностного направления не побуждает к движению, стягивается до обеспечения простой животной физиологии, стагнирует и тонет в море хаоса, страданий.
Уж лучше ложная цель, чем никакой цели.
Ведь, раз за разом ставя себе цель и меняя ее - мы учимся навигации, наше движение становится все более осмысленным, мы учимся пользоваться компасом, что указывает нам верную дорогу - формируем систему ценностей.

Наша жизнь динамична, в ней бывают взлеты и падения, смыслы появляются и меркнут.
Мы должны помнить об этом, и потому закреплять уже отвоеванное у хаоса, какофонии и невежества. Окружать себя символами, вещами и людьми, что будут напоминать нам о достигнутом, не дадут деталям стереться.
Мы должны ответственно относиться к себе, к своему телу и разуму. Ведь это наш единственный прибор - субъект и объект реальности.
Не мы сами решили здесь появиться, не мы выбрали форму.
Но в наших силах наполнить ее тем содержанием, что сделает наше пребывание осмысленным и подарит смысл существования другим.



/Источник №1//Источник №2//Источник №3/



Картинка кликабельна

Смысл, Картина мира

Previous post Next post
Up