Разворачивающаяся перед нами реальность настолько богата событиями и меняется так быстро, что мы можем найти в ней подтверждение любой, самой безумной или деструктивной картины мира. Прежде всего, чтобы понять как формируется картина нашего мира, мы должны понять, как производится выбор элементов мира, что мы в нее заносим. Наше внимание избирательно. Есть у каждого из нас особая иерархия избирательности в которой одно более интересно, чем другое. Это досталось нам еще от животных - более важно то, что сулит большие опасности или большие удовольствия. Это матрица с которой мы начинаем, но эта система развивается с годами. Изменения привносятся в нее родителями, обществом и нами самими.
Мы сами творцы наших правил!
Мы можем вносить изменения в собственную иерархию ценностей, а значит и в то, как мы видим этот мир и наше с ним взаимодействие. Собственная система ценностей - всегда вопрос личной веры, собственного намерения, но не интеллекта. Наша способность работать на будущее, с большими временными масштабами требует от нас веры в это будущее, поскольку факторов, способных повлиять на него так много, что предсказать его путем интеллектуализации, вычисления, и подготовиться тогда к нему не представляется возможным.
Наши планы - это всегда акт веры!
Система ценностей таким образом становится необходимой начальной структурой, вокруг которой мы можем построить наше мировоззрение, а значит, и наш мир. Именно под ее руководством мы решаем какие элементы из бесконечного многообразия встраивать в нашу картину мира. Именно согласно ей должна производится и необходимая обработка (деструктуризация и реструктуризация) этих элементов. Система ценностей задает нам как разрешенную палитру, так и масштаб и требования к формам.
Человеческое мышление несовершенно - оно может и должно быть улучшено через непрекращающуюся практику мышления. Практика мышления - это ретроспекция существующей карты смыслов, поиск изолированных участков, и создание связей между ними и общим смысловым полем. Изолированные смысловые участки, если они не могут быть вписаны в общее смысловое поле - это ошибка мышления, либо остаточные конструкции, которые потеряли смысл (связь) в новой картине мира.
[Осмысление и вера:] • Смысл - это связь между явлениями. • Осмысление явления - вплетение его в уже существующую сеть известных явлений. Нечто является бессмысленным, если не имеет достаточного количества связей с сетью явлений. Смысловая сеть имеет иерархию. Смысл рождается там, где у явления есть причина (или причины), и где явление имеет следствие (или следствия). Нечто, что не имеет причины, или не имеет следствий - бессмысленно.
Человек осмысляет мир через вплетение в собственную картину мира все большего количества явлений. Человеческий разум имеет имманентную (встроенную) матрицу узнавания и обработки смыслов. Эта матрица имеет вид: (…->X->…), где «->» - причина, а «Х» - явление. Так формируется первая карта смыслов. Так она растет и обретает все большую детальность.
Человеческий разум несовершенен - не будучи подготовлен специально, он не может концептуально работать с бесконечностью, а значит и с бесконечной смысловой цепочкой. Это рождает противоречие, так как осмысленным является нечто, что имеет причину и следствие. Рано или поздно в процессе мышления мы приходим к явлению без явной логической причины, или не имеющему явного следствия. Это противоречие снимается верой.
Вера есть альфа и омега смыслового поля. Там, где мы не можем найти причину явления - мы вынуждены совершить акт веры, так же и с неизвестным нам следствием. Вера в данном случае не вопрос возможности, но вопрос необходимости. Вера - это необходимые ворота, закрывающие выход из поля осмысленного в поле бессмысленного. Без этих ворот бессмысленной становиться вся уже существующая смысловая сеть, так как она в этом случае начинает нарушать фундаментальное правило образования смысла «Смысл рождается там, где у явления есть причина (или причины), и где явление имеет следствие (или следствия).»
Смысл и вера - два главных понятия в философском осмыслении мира. Одно без другого не может существовать - они есть форма и содержание, граница и беспредельное, необходимое сочетание для создания всего многообразия познаваемого мира.
Все сущее имеет предел - предметы, тела, явления. Мы о(предел)яем нечто, ограничив от остального мира. Так мы отделяем себя от другого, и себя сегодняшнего от себя вчерашнего. • Жить - значит меняться - в мире полном других людей, тел, вещей, явлений. • Жить - значит постоянно сталкиваться с пределами, упираться в границы. Ограничения и столкновения причиняют нам страдания. Тот, кто хочет расти, расширять свои границы - должен быть готов к боли столкновений. • Жить - значит расти и меняться, значит сталкиваться с пределами и страдать от того. Страдание - неотъемлемый элемент развития. Боль указывает на опасность, но она же - необходимый спутник роста.
А что же тогда есть счастье?
Счастье - эпифеномен, сопутствующий эффект. Оно, как стрелка компаса показывает, верно ли избранное направление. Чувство, когда после долгого плутания по чащобе леса мы вышли на дорогу, и знаем, что она приведет нас домой.
Как же добиться того, чтобы стрелка показывала в верном направлении?
Ценностное измерение - векторно.
В нем есть направления, но нет цели (как объекта обретения). После извлечения предмета желания из мира грез в реальность мы вынуждены грезить новый объект, чтобы наша жизнь снова обрела цель. Векторная ценность определяет направления на жизнь вперед. Движение от хаоса к порядку, от невежества к знанию от бесструктурности к структуре, от какофонии к гармонии и ритму - векторная система ценностей, что создает необходимую поляризацию поступков в бесстрастном поле интеллектуальных смыслов.
Интеллектуальная смысловая структура с добавлением в нее векторной системы ценностей рождает план действий, осмысленность и обоснованность собственного бытия.
Страдания необходимо возникают, как эпифеномен роста, укрупнения структуры. Там, где мы соприкасаемся с хаосом, где происходит его инкапсуляция (отрыв от остального хаотического) и преображение в смыслы и знания - есть страдание, как от прикосновения к огню. Но, страдание это - лишь доказывает рост. И нейтрализуется чувством удовлетворения от роста структурности, отвоевания нового, рождения мелодии из шума - счастьем.
Интеллектуальная структура без ценностного направления не побуждает к движению, стягивается до обеспечения простой животной физиологии, стагнирует и тонет в море хаоса, страданий. Уж лучше ложная цель, чем никакой цели. Ведь, раз за разом ставя себе цель и меняя ее - мы учимся навигации, наше движение становится все более осмысленным, мы учимся пользоваться компасом, что указывает нам верную дорогу - формируем систему ценностей.
Наша жизнь динамична, в ней бывают взлеты и падения, смыслы появляются и меркнут. Мы должны помнить об этом, и потому закреплять уже отвоеванное у хаоса, какофонии и невежества. Окружать себя символами, вещами и людьми, что будут напоминать нам о достигнутом, не дадут деталям стереться. Мы должны ответственно относиться к себе, к своему телу и разуму. Ведь это наш единственный прибор - субъект и объект реальности. Не мы сами решили здесь появиться, не мы выбрали форму. Но в наших силах наполнить ее тем содержанием, что сделает наше пребывание осмысленным и подарит смысл существования другим.