Если рассматривать речь, не как новый этап развития аппарата движения, а как аппарат коммуникации, то мы увидим, что речь является наиболее молодым в филогенезе, наиболее совершенным средством коммуникации. До появления речи животные использовали для общения иные средства. Проследив эволюционный путь развития средств коммуникации, мы обнаруживаем в организме, и в частности в центральной нервной системе совершенно иные структуры, чем структуры, лежащие в основе аппарата движения.
Здесь в первую очередь надо отметить центры формирования эмоций, образованные на базе древнейшей коры. Изначально главной функцией древнейшей коры было управление не движением, а намерением живого существа - выбор цели, устойчивость желания, с учетом состояния организма. Речь идет о лимбической системе. У человека она ответственна за формирование эмоций.
Эмоциональное состояние, то есть интегральное выражение состояния организма, оценки окружающей обстановки, и отношение к ней, при помощи жестов и мимики передается другому. Партнер является частью этой обстановки - его рассматривают или как полового партнера, как партнера по охоте, по самозащите, по игре, как друга, соперника, врага, как пищу, наконец.
У наших предков до появления речи уже был канал коммуникации - запахи, жесты и мимика, звуки. Все эти каналы мы объединим одним названием - эмоциональная сигнальная система. Она и предшествовала речи, как средству коммуникации.
[О сигнальных системах:] Развитие коры головного мозга у позвоночных берет начало от обонятельного мозга. Древнейшая кора - связана с обонятельным рецептором. Движения мышц управляются спинным мозгом. Первичная кора, оказывая влияние на двигательные нейроны, фактически ориентирует организм в пространстве относительно градиента концентрации привлекательного химического вещества. Основными функциями древнейшей коры было управление не движением, а намерением живого существа - выбор направления движения, устойчивость желания.
Первичная кора делала афферентный синтез, создавая картину мира, в состав которой входил привлекательный образ внешней среды, и состояние собственного организма. Процессы, происходящие в первичной коре, были относительно самостоятельны - прямо не влияли ни на движения тела, но по мере учета внешних и внутренних условий влияли на стремление организма к пище и особи противоположного пола.
Первичная кора состояла главным образом из вставочных нейронов, большинство из которых было соединено со вставочными же нейронами. Такое строение создавало условия для кольцевого движения возбуждения. Движение возбуждения по замкнутому кольцу делало процессы в первичной коре относительно автономными по отношению к процессам, происходящим в организме. Это и создало предпосылки для формирования эмоций - отношения к себе и к миру - как устойчивое состояние организма. Первичная кора, составляющая лимбическую систему и у человека ответственна за формирование эмоций.
Но формирование отношения к себе и к миру, выраженное на языке нервных импульсов в древней коре не составляло секрета для окружающих. Дело в том, что нервная клетка способна к образованию довольно больших зарядов на мембране. Для большинства позвоночных способность генерировать электромагнитные поля в процессе жизнедеятельности - обычное явление. Чувствительность к таким полям может быть выражена в разной степени. Для любого группового поведения это древнейшее средство коммуникации. Таким образом, два древнейших средства коммуникации - обмен химическими сигналами и обмен электромагнитными сигналами сосредоточены в древнейшей коре, ответственной у человека за формирование эмоций.
Постепенно все большее количество органов чувств получало представительство в коре. Рост коры сопровождался качественным изменением ее состава. Древняя кора продолжала совершенствоваться в управлении групповым поведением. Она же обеспечивает устойчивость эмоций. Древняя кора задаёт тон при подражании - именно этот эффект связан с обучением. Невозможно объяснить появление и развитие мимической мускулатуры у млекопитающих без учета явления подражания. Но появление мимической сигнальной системы означает выделение из всей мускулатуры особой части, ответственной только за общение с себе подобными. При помощи мимики передается другому эмоциональное состояние, что в свою очередь есть интегральное выражение гомеостаза, физиологического состояния организма, оценки окружающей обстановки, и отношение к этому другому - его рассматривают, исходя из вышеперечисленного, как полового партнера, как партнера по охоте, как партнера по самозащите, по игре, как соперника, как врага, друга, брата и т.д.
Таким образом, у млекопитающих есть четыре канала связи над первой сигнальной системой - жесты, мимика, звуки, поле. Все эти каналы мы объединим одним названием - эмоциональная сигнальная система. Полевая связь здесь древнейшая. Затем идут жесты, затем звуки, затем мимика. Жесты, то есть движения телом, читаются вначале при помощи зрительных бугров, и только потом и при помощи зрительного анализатора. Именно поэтому зрительные бугры и получили преимущество, став местом синтеза всей телесной информации. Зрительный же анализатор, прежде чем стал участником афферентного синтеза пространственного поля и предмета, уже был участником эмоциональной сигнальной системы. Его афферентный синтез - партнерство, отношения. Управление звуковой речью и управление мимикой осуществляется из близких областей в коре (нижняя треть прецентральной извилины и задняя часть нижней лобной извилины - зона Брока).
Таким образом, есть смысл выделить не две, а три сигнальные системы.
Сигнальные системы: • Первая сигнальная система - органы чувств и отделы нервной системы, обеспечивающие их работу. Эта система создает информационный поток непосредственно от природы и ее проявлений. Эта система избирательна по степени значимости для жизни явлений-сигналов. В этой системе происходит взаимодействие субъекта и объекта. • Второй сигнальной системой (в порядке возникновения в филогенезе) правильнее назвать язык эмоций. Эта система создает информационный поток, идущий только от живых существ. Она избирательна по степени важности живого существа на данный момент для данных обстоятельств. Эта система в отличие от первой подразумевает сильное взаимное влияние двух субъектов. Каждый участник взаимодействия в этой системе одновременно и субъект и объект, учитель и ученик, управитель и управляемый. Внутривидовое эмоциональное общение может совершенствоваться на протяжении жизни. Оно является коммуникационной основой животных сообществ. • Третья сигнальная система - человеческая речь. Она является коммуникативным средством создания человеческих обществ.
Получается, что становление речи шло по двум параллельным линиям: • Как развитие движения - от локомоций, через предметную деятельность и операции с символами к речи; • Как развитие коммуникации - от формирования системы выбора цели, через становление эмоциональной системы общения и мимики к речи.
Развитие этих двух линий эволюции оставило свой след в совершенно разных отделах коры головного мозга. Только начиная с каменного века эти две линии объединились в определенных зонах коры - третичных зонах. Эти зоны коры - материальный субстрат речи, как функции, есть видовой признак исключительно человеческий. Филогенетически они могли сформироваться только в одном случае - если предметная деятельность обязательно сочеталась с эмоциональным отношением к предмету.
Остается найти тот самый предмет, работая над которым древние люди могли бы совершенствовать и предметные действия, и одновременно, совершенствовать средства коммуникации. • Работа с таким предметом должна заставлять использовать все старые средства коммуникации, и при этом постоянно испытывать их недостаточность. • Каждое новое решение, принесшее успех на одном этапе, совершенно не давало никакого успеха на следующем этапе, побуждая искать в работе с тем же предметом новые решения. • Эти решения должны были сочетать в себе и предметную деятельность и коммуникативную. • Бросить же работу не давал какой-то механизм, благодаря которому работа именно с этим предметом была важнейшим делом, важнее самой жизни.
В процессе взаимоотношений с этим предметом произошла революция в мировоззрении наших предков. Суть этой революции заключается в переходе от субъект-объектного видения мира, характерного для животного, благодаря которому в каждой стае животных строится силовая иерархия, к принципиально новому взгляду на мир. Человекообразное животное, пытаясь понять закономерности работы с этим таинственным предметом обрело новый взгляд - субъект-субъектный, то есть увидело в предмете существо, подобное себе.
Так что это за предмет, работа над которым одновременно изменяла этот предмет и делала человека человеком?
Таким предметом являются дети.
Прогрессирующая слабость младенцев, связанная с совершенствованием функции прямохождения, и давала этот объект для одновременной стимуляции и предметной деятельности, и межличностных взаимоотношений. Благодаря этой деятельности получали инициацию развития третичные зоны коры у младенцев, и полное развитие третичной коры происходило у родителей. Родители, воспитывая детей, сами становились людьми.
Из животного мира в мир людей мы попали благодаря усилиям наших предков по воспитанию потомства. И единственное дело на земле которое выделяет людей из мира животных - это развитие третичных зон в коре головного мозга.