Когда начался язык?

Jan 05, 2020 21:18



Идеи Дэниела Эверетта высказанные в книге "Как начинался язык: История величайшего изобретения", таковы.
В основе языка:
• Индексы (например тормозной след),
• Иконические знаки (дорожный знак «проезд воспрещён»),
• Символы (многоэтажное ругательство водителя, попавшего в аварию).

Это выяснил ещё Пирс.
Символы - самое главное.
Если они есть, есть и язык.


Осталось понять, когда и как появились первые символы.
Свидетельств очень мало. Письменность, увы, за языком не поспевала, как мы точно знаем.
Эверетт постулирует: два миллиона лет назад Homo erectus уже изготовлял орудия, использовал их и носил с собой. 1,8 млн лет эректус бесстрашно бросился навстречу приключениям, в короткий срок заселив почти всю Евразию. Где-то в это же время (не позже 1 млн лет назад) он овладел огнём, научился создавать украшения и ухаживать за больными сородичами. Все это говорит о том, что в его мозгу зажили первые символы и соответственно, язык.

Язык, говорит Эверетт, это внешнее выражение, свидетельство, орган культуры. В языке проговаривается немного - много больше скрывается невыраженным в культуре. Поэтому Эверетт называет культуру «тёмной материей сознания».

Есть культура - значит, есть и язык.

Есть язык - значит, есть и культура как совокупность символов.
Мыслит и говорит отнюдь не мозг, мозг - такой же инструмент для речи, как рот или руки.
Настоящий производитель языка именно культура, а не мозг.

Так всё же, как и когда начался язык?

Тогда, когда эволюция стала отбирать людей не по признаку «быстрее, выше, сильнее», а насколько они способнее к коммуникации друг с другом. Тогда, когда орудия в их уже-не-лапах-ещё-не-руках становились не просто приспособлениями для того или иного действия, затем ненужными, но символами этих действий, так что они напоминали о действиях, обещали их результаты, могли быть обменены, а значит, приобретали ценность сами по себе.
Тогда, когда из горла архантропа начинали выходить звуки не ситуативные, но семиотичные, встроенные в более широкий контекст и подразумевающие много больше того, что ими сообщается.
Ведь чтобы что-то подразумевать, нужно это осознанно в речь вложить. И ожидать от другого осознанного понимания.

/Источник/



В дополнение: On the antiquity of language: the reinterpretation of Neandertal linguistic capacities and its consequences.

Культура, Язык

Previous post Next post
Up