В наши дни очень модно называть сознание «иллюзией».
Хотя это верно в очень конкретном и техническом смысле, но сознание остается самой важной отличительной чертой человечества, позволяющей нам не только познавать мир, как это делают другие виды животных, но и осознанно размышлять над нашим опытом и соответственно менять нашу жизнь.
В своем
эссе Keith Frankish начинает с того, что проводит различие между феноменальным сознанием и сознанием доступа.
• Феноменальное сознание - это то, что производит субъективное качество опыта, то, что философы называют «квалиа». Это то, что позволяет нам (и по-видимому, ряду других видов животных) испытать "каково это".
Например: видеть красный, попробовать хурму или написать эссе по философии сознания.
• Сознание доступа позволяет нам воспринимать в первую очередь, вещи. Сознание доступа - это то, что делает сенсорную информацию доступной для остального ума и следовательно, для вас - человека, образованного этими воплощенными ментальными системами.
Прежде чем вы сможете почувствовать, каково это видеть красный цвет, вы должны быть в состоянии увидеть красный цвет.
Доступ к сознанию - это реальная вещь, а не иллюзия.
Но, даже если бы у нас было полное описание сознания доступа, в нашей картине сознания в целом, все равно было бы что-то принципиально не так.
Эта часть - феноменальное сознание - это то, что лежит в основе того, что значит чувствовать.
Давайте рассмотрим известную аналогию
Daniel C.Dennett "Intuition Pumps And Other Tools for Thinking" в которой он полагает, что феноменальное сознание - это «иллюзия пользователя», похожая на значки, которые мы привыкли видеть на экранах наших настольных компьютеров и ноутбуков (а также на планшетах и смартфонах).
Это на самом деле очень мощное (метафорическое) описание отношений между феноменальным сознанием и лежащим в основе нейронным механизмом, которое делают подобное возможным. Но с какой стати мы можем назвать это «иллюзией»?
«Каково это» чувства и мысли, которые у нас есть, являются высокоуровневыми представлениями (совершенно разных по своей природе) лежащих в основе нейронных механизмов, которые позволяют нам воспринимать и ориентироваться в мире.
У нас нет доступа к нашим собственным нервным механизмам, но нам не нужно! Нам не нужен доступ к нашим нейронным механизмам, так же как пользователь компьютера не должен знать машинный язык!
Когда речь идет о человеческом понимании, разные уровни описания полезны для разных целей.
• Если нас интересует биохимия мозга, то надлежащий уровень описания - субклеточный, в котором в качестве фоновых условий используются более низкие уровни (например, квантовый).
• Если мы хотим получить более широкую картину того, как работает мозг, нам нужно перейти на анатомический уровень, который принимает все предыдущие уровни, от субклеточного до квантового, в качестве фоновых условий.
• Но если мы хотим поговорить с другими людьми о том, что мы чувствуем и что испытываем, то это психологический уровень описания (эквивалент значков и курсоров Dennett), который, далеко не иллюзорный и наверное самый ценный.
Утверждение, что то, что воспринимаеться как квалиа, «не похоже» на наши действительные, внутренние ментальные механизмы, в некотором смысле является правдой. Но не стоит забывать, что все, что мы воспринимаем во внешнем мире - это представление, а не вещь в себе.
...можно принять очевидные факты физики - например, то, что мир полностью состоит из физических частиц в силовых полях - при этом не отрицая очевидные факты о нашем собственном опыте - например, что мы все в сознании и что наши сознательные состояния обладают довольно специфическими несводимыми феноменологическими свойствами.
/John R.Searle | "The Rediscovery of the Mind"/
«Несводимость» не является мистической концепцией, ее можно трактовать разными способами. Я думаю о сознании как о слабо возникающем явлении, похожем, скажем, на влажность воды (хотя и намного более сложную).
Отдельные молекулы воды обладают рядом физико-химических свойств, но влажность не входит в их число. Они приобретают это свойство только при определенных условиях окружающей среды и только тогда, когда их достаточно много.
Важно отметить, что свойства воды зависят не только от количества и расположения молекул, но и от того, как составлены сами молекулы.
Более, по-видимому даже конкретного количества и расположения нейронов, недостаточно для возникновения этих явлений. Вовлеченные нейроны должны быть сделаны (и производить) правильные вещи: дело не только в том, как они устроены в мозге, но и в определенных физических и химических свойствах, которые имеют клетки на основе углерода.
Сознание - это развитый биологический механизм с адаптивной ценностью.
Сознание не является жуткой тайной, ни иллюзорной верой. Это действительная и причинно эффективная биологическая реальность.
Отсюда следует, что феноменальное сознание обеспечивает связь между основными механизмами и удобными для пользователя, причинно эффективными представлениями (не иллюзиями!), которые позволяют нам эффективно работать с "нашеми компьютерами" и выживать, размножаться в этом мире как биологические организмы.
/Источник/
Картинка кликабельна