В продолжение тем:
Главный продукт культуры. Традиции. Человеческий мозг, особенно его кора, не только самая сложная система во всей известной нам Вселенной, но также и самая пластичная. Под влиянием внутренних и внешних факторов он всю жизнь строится, достраивается и перестраивается.
Уже прямо сейчас в результате чтения в Вашем мозгу образуются миллионы новых контактов - возникают, говоря метафорически, новые нейронные карты.
Эти «нейронные карты» - сотни миллиардов контактов между нервными клетками - в мозгу любимого ребенка, совершенно иные, чем в мозгу ребенка нелюбимого или используемого для зла.
Эти карты живут своей собственной жизнью и их носитель на основе этой деятельности неким образом себя ведет.
Люди имеют биологический, психологический и социальный «слои»:
• Первый слой - миллиарды нервных клеток их мозга и биллионы их взаимных контактов, которые в течении всей жизни и больше всего в детстве, постоянно под действием внутренних и внешних импульсов строятся, достраиваются и перестраиваются.
• Второй слой - это проявление функций биллионов таких контактов, например такой, как психика.
• Третий слой - это культура, социальная и культурная среда.
Все три слоя в каждом из нас в каждый момент находятся в постоянной взаимодействии с возможностью обратной связи. Что бы ни стало в социальной среде, это может повлиять на психику, что, в свою очередь, повлияет на структуру и деятельность миллиардов нервных клеток - и наоборот.
Из методов визуализации мы знаем, что одно культурное влияние может изменить деятельность мозга на всю жизнь.
Пример: еще недавно в Португалии бедные семьи не могли послать в школу всех детей. Это отражалось на девочках. Было принято, что самая старшая дочь в школу не ходила, но младшая - да. Несколько лет назад один португальский нейропсихолог обратил внимание, что те сестры, которые вообще не ходили в школу, имеют проблемы в одном языковом нейропсихологическом тесте. Он связался со шведским институтом, имеющим позитронный эмиссионный томограф, посредством которого вы можете наблюдать, что делается в мозге человека при нагрузке. Взяли сестер читающих и нечитающих и дали приведенную задачу, добавили другие. Обнаружилось, что читающие сестры решили ту же задачу иными частями мозга, другим способом и намного эффективнее, чем сестры нечитающие.
Вывод: чтение и письмо на всю жизнь меняют архитектуру и функции человеческого мозга. В нем возникают совершенно новые «нейронные карты» - в результате социального влияния.
Если таким образом перестраивают человеческие мозги «положительные» влияния, перестраивают их и влияния «негативные».
Деприванты - это люди, которые по биологическим, психологическим или социокультурным причинам не достигли человеческой нормы или потеряли ее. Это выразительнее проявляется в области чувств, чем в интеллектуальной области. По отношению к норме они являются в определенном смысле «неудавшимися» или «покалеченными», но не больными.
Эти люди, особенно их наступательные типы, имеют тенденции тратить все усилия на получение власти и имущества и на манипуляцию другими людьми. Это запасная программа человечества, в которой не хватает необходимой доли ответственности, альтруизма и творчества.
Деприванты имеют тенденцию объединяться в коалиции. Уничтожают высшие, более дифференцированные эмоциональные и моральные ценности. Разрушения иногда - это их базовая жизненная программа.
Можно предположить, что огромные волны преступности, которые пришли в определенные времена, чтобы потом снова опасть, вызваны относительно большими количествами депривантов, чем в иные времена. В настоящее время у меня есть ощущение, что их количество растет, как и эффективность их деятельности.
Джона Боулби в 1946 году обратил внимание на так называемое «эндемическое повреждение связи между матерью и ребенком» и до определенной меры предвидел эпидемию депривации.
Организация объединенных наций уже который год издает доклад о развитии человека. Он называется Human Development Report, этот доклад от 1999 года содержит главу с названием Невидимое сердце. Она говорит о том, что наибольшим риском глобализации является то, что она наказывает альтруистическую заботу. Речь идет не только о заботе о детях, но и о заботе о беспомощных, старых, а также об эмоциональных отношениях между взрослыми людьми.
Эти вещи не являются товаром и их нельзя продать.
Пример: Молодая пара, которая хочет иметь детей, экономически и психологически наказывается за то, что хочет иметь детей, то есть за то, что делает нечто совершенно необходимое для будущего общества. Она наказана уже тем, что ее жизненный уровень снижается. Но не только либеральные экономические направления считают альтруистическую заботу за нечто, что находится в свободном доступе, нечто вроде воды или воздуха.
Однако, это не так.
Вывод: Чем больше будет наказыватся альтруистическая забота, тем меньше будет любви, тем больше будет наступательных депривантов.
Попробуйте угадать, сколько женщин используются на работе так, что эмоционально «выгорели». У них нет сил заботиться о детях, нет сил дарить или принимать чувства. Существуют шкала эмоциональной опустошенности, она имеет ряд ступенек. По этой шкале в образце американской популяции, состоящем из 10 000 людей, до 44 % находилось в верхних слоях опустошения, 13% было на границе опустошения, 43 % не имело признаков опустошения.
То есть более половины людей из этого образца более или менее серьезно эмоционально ущербных. Кроме того, весьма усталые люди.
Кстати одной из существенных компонент депрессии является, как это не звучит банально и комично, недостаток прикосновений.
Просто этих людей мало гладят.
Другими словами, нарушено одно из базовых правил высших приматов - взгляд прямо в глаза и прикосновение. Вы можете наблюдать подобное, если на час остановитесь в супермаркете и посмотрите, как мамы или папы ведут себя по отношению к детям.
Вы увидите целую шкалу поведения от полных любви отношений до ледяной, бранчливой, несчастной агрессии - и можете оценить их роль в возникновении депривации.
/Отрывки из интервью доктора наук Франтишека Коуколика/ Недообнятый. О ласке. Информация + Эмоция. ПРИКОСНОВЕНИЯ. Сладострастие. Я-кожа. Нейромеханизм системогенеза.