Большинство датировок сотворения мира, от которых ведётся то или иное традиционное летоисчисление, приходятся на период от 5500 до 2300 года до н.э. Это совпадает со временем возникновения письменности - от тэртерийских табличек до оформления клинописи. Если помнить, что быть значит быть для кого-то, а сотворение есть интродукция чего-то кому-то, то это вполне имеет смысл.
В феноменологии бытие соотносительная категория: нельзя просто быть или не быть - можно быть или не быть только для кого-то или чего-то. Изолированное от всего, “объективное” бытие или небытие - это нонсенс. Таким образом, творение есть как бы представление, интродукция всего всему.
Мир как связная последовательность возник для человека вместе с возникновением письменной речи.
Как известно, язык - дом бытия.
Для тех, кто не обладает языком, вы существуете будто в тумане, ваше бытие не вполне проявлено, оно как бы мерцает. Вполне существуете вы именно для тех, кто осмысляет вас через язык. Точно так же и вы окликаете из небытия или полубытия тех, кто или что существует для вас. Пока вы это не осмыслили посредством языка, оно для вас существует на уровне доязыковой неопределённости. В языке же оно обретает определённость и полноту бытия. Письменность же есть высшая определённость языка, и особенно потому, что она позволяет фиксировать время в любом его масштабе, формируя память за пределами индивидуальной.
В письменности и человек обретает бытие сам для себя. Письменная рефлексия позволяет не только сравнить себя настоящего с собой прошлым, но также отождествить и сравнить себя с неопределённым множеством других авторов. Письменный человек получает возможность обобщить свою жизнь, как индивидуальную, так и коллективную, увидеть её как бы со стороны и осмыслить её как целое. Поэтому распространение письменности запускает и открытие высших ценностей в человеческой истории.
Карл Ясперс ввёл в науку термин «осевое время» (Achsenzeit), связывая его начало с зарождением рационального мышления, пришедшего на смену мышлению мифологизированному. Рационального - то есть философского. И определил примерный период его появления: 800 - 200 года до нашей эры. Вавилон, Египет и прочие древние цивилизации он назвал доосевыми - а первой осевой стала древнегреческая. То есть именно в Древней Греции, как считал Ясперс, и появился человек современного типа - рациональный и логически мыслящий.
Мифологической эпохе с ее спокойной устойчивостью пришел конец... ...Новое, возникшее в эту эпоху в трёх упомянутых культурах, сводится к тому, что человек осознает бытие в целом, самого себя и свои границы. Перед ним открывается ужас мира и собственная беспомощность. Стоя над пропастью, он ставит радикальные вопросы, требует освобождения и спасения. Осознавая свои границы, он ставит перед собой высшие цели, познает абсолютность в глубинах самосознания и в ясности трансцендентного мира. ...Впервые появились философы... Человек в качестве отдельного индивидуума отважился на то, чтобы искать опору в самом себе... Человек может теперь внутренне противопоставить себя всему миру. Он открыл в себе истоки, позволяющие ему возвыситься над миром и над самим собой... /Карл Ясперс | "Истоки истории и её цель"/
Если же отождествить это время со временем проявления высших ценностей, то, по-видимому, стоит начать с более ранних дат. Деятельная любовь, или самореализация, развёрнуто представлена как высшая ценность уже в Новом Завете. После Христа человечество не открыло ни одной высшей ценности, и все духовные открытия сводились к различным версиям, уточнениям и комбинациям уже открытого.
Так было по крайней мере до ХХ века н.э. [Это новейшее время уже дало нам по меньшей мере три новые высшие ценности.] Это новейшее время уже дало нам по меньшей мере три новые высшие ценности: ✔️ Скорость Общее определение: частота всевозможных приключений. Семантическое поле: насыщенность, богатство событиями, интенсивность, бурность, кипучесть, яркость, энергия. Противоположность: затишье. Крайние точки шкалы: полнота жизни - пустота. Психологическое соответствие: ажитация. ✔️ Хаос Общее определение: непредсказуемость текущих и предстоящих событий. Семантическое поле: неожиданность, спонтанность, произвол, случайность, неопределённость, неразбериха, анархия. Противоположность: скука. Крайние точки шкалы: фейерверк сюрпризов - безысходность. Психологическое соответствие: антиципация. ✔️ Созидание Общее определение: изготовление чего бы то ни было. Семантическое поле: творчество, конструктивность, продуктивность, креативность, изобретательство, производство, строительство, собирание. Противоположность: разрушение. Крайние точки шкалы: бесконечное творчество - уничтожение. Психологическое соответствие: творческий зуд (élan créateur, élan vital). Соответствие в индийской культуре: нирмана (создание, निर्माण). Соответствие в китайской культуре: чжуанцзянь (созидание, 创建). Историко-мировоззренческое соответствие: креативизм.
И притом письменность очевидно дополняется, если не заменяется, новыми средствами коммуникации и самопознания. Можно ли пологать, что ближайшая тысяча лет будет новым осевым временем?