Achsenzeit

Oct 02, 2019 11:46



В продолжение темы:
Мир без текста.

Большинство датировок сотворения мира, от которых ведётся то или иное традиционное летоисчисление, приходятся на период от 5500 до 2300 года до н.э.
Это совпадает со временем возникновения письменности - от тэртерийских табличек до оформления клинописи.
Если помнить, что быть значит быть для кого-то, а сотворение есть интродукция чего-то кому-то, то это вполне имеет смысл.

В феноменологии бытие соотносительная категория: нельзя просто быть или не быть - можно быть или не быть только для кого-то или чего-то. Изолированное от всего, “объективное” бытие или небытие - это нонсенс.
Таким образом, творение есть как бы представление, интродукция всего всему.

Мир как связная последовательность возник для человека вместе с возникновением письменной речи.


Как известно, язык - дом бытия.

Для тех, кто не обладает языком, вы существуете будто в тумане, ваше бытие не вполне проявлено, оно как бы мерцает. Вполне существуете вы именно для тех, кто осмысляет вас через язык. Точно так же и вы окликаете из небытия или полубытия тех, кто или что существует для вас. Пока вы это не осмыслили посредством языка, оно для вас существует на уровне доязыковой неопределённости. В языке же оно обретает определённость и полноту бытия. Письменность же есть высшая определённость языка, и особенно потому, что она позволяет фиксировать время в любом его масштабе, формируя память за пределами индивидуальной.

В письменности и человек обретает бытие сам для себя.
Письменная рефлексия позволяет не только сравнить себя настоящего с собой прошлым, но также отождествить и сравнить себя с неопределённым множеством других авторов. Письменный человек получает возможность обобщить свою жизнь, как индивидуальную, так и коллективную, увидеть её как бы со стороны и осмыслить её как целое.
Поэтому распространение письменности запускает и открытие высших ценностей в человеческой истории.

Карл Ясперс ввёл в науку термин «осевое время» (Achsenzeit), связывая его начало с зарождением рационального мышления, пришедшего на смену мышлению мифологизированному. Рационального - то есть философского. И определил примерный период его появления: 800 - 200 года до нашей эры.
Вавилон, Египет и прочие древние цивилизации он назвал доосевыми - а первой осевой стала древнегреческая. То есть именно в Древней Греции, как считал Ясперс, и появился человек современного типа - рациональный и логически мыслящий.



Мифологической эпохе с ее спокойной устойчивостью пришел конец...
...Новое, возникшее в эту эпоху в трёх упомянутых культурах, сводится к тому, что человек осознает бытие в целом, самого себя и свои границы. Перед ним открывается ужас мира и собственная беспомощность. Стоя над пропастью, он ставит радикальные вопросы, требует освобождения и спасения. Осознавая свои границы, он ставит перед собой высшие цели, познает абсолютность в глубинах самосознания и в ясности трансцендентного мира.
...Впервые появились философы... Человек в качестве отдельного индивидуума отважился на то, чтобы искать опору в самом себе... Человек может теперь внутренне противопоставить себя всему миру. Он открыл в себе истоки, позволяющие ему возвыситься над миром и над самим собой...
/Карл Ясперс | "Истоки истории и её цель"/

Если же отождествить это время со временем проявления высших ценностей, то, по-видимому, стоит начать с более ранних дат.
Деятельная любовь, или самореализация, развёрнуто представлена как высшая ценность уже в Новом Завете. После Христа человечество не открыло ни одной высшей ценности, и все духовные открытия сводились к различным версиям, уточнениям и комбинациям уже открытого.

Так было по крайней мере до ХХ века н.э.
[Это новейшее время уже дало нам по меньшей мере три новые высшие ценности.]
Это новейшее время уже дало нам по меньшей мере три новые высшие ценности:
✔️ Скорость
Общее определение: частота всевозможных приключений.
Семантическое поле: насыщенность, богатство событиями, интенсивность, бурность, кипучесть, яркость, энергия.
Противоположность: затишье.
Крайние точки шкалы: полнота жизни - пустота.
Психологическое соответствие: ажитация.
✔️ Хаос
Общее определение: непредсказуемость текущих и предстоящих событий.
Семантическое поле: неожиданность, спонтанность, произвол, случайность, неопределённость, неразбериха, анархия.
Противоположность: скука.
Крайние точки шкалы: фейерверк сюрпризов - безысходность.
Психологическое соответствие: антиципация.
✔️ Созидание
Общее определение: изготовление чего бы то ни было.
Семантическое поле: творчество, конструктивность, продуктивность, креативность, изобретательство, производство, строительство, собирание.

Противоположность: разрушение.

Крайние точки шкалы: бесконечное творчество - уничтожение.

Психологическое соответствие: творческий зуд (élan créateur, élan vital).

Соответствие в индийской культуре: нирмана (создание, निर्माण).
Соответствие в китайской культуре: чжуанцзянь (созидание, 创建).

Историко-мировоззренческое соответствие: креативизм.


И притом письменность очевидно дополняется, если не заменяется, новыми средствами коммуникации и самопознания.
Можно ли пологать, что ближайшая тысяча лет будет новым осевым временем?

P.S. О ценностях:
Каталог высших ценностей.
Ценности.
Признаки высшей ценности.



/Источник №1/ /Источник №2/ /Источник №3/ /Источник №4/


О чтении.
Столкновении с чужим мифом.
Заразные ошибки.
Мир как текст?
Кости богов.
Декларация интересов.
"Книга будущего".
«Настоящая» литература.
Стихи и книги.
Мир без текста.
О пользе чтения.
Гримуары.
Волшебное вещество.
Облачное хранилище.



Культура, Язык, Картина мира, Цивилизация

Previous post Next post
Up