Понимание культуры

Aug 29, 2019 22:16



В продолжение тем:
«Доступность»
Биологический интеллект.

• Какие механизмы обеспечивают приобретение культурных знаний, ценностей и практики с точки зрения восприятия и поведенческих возможностей?
• Как культура и контекст формируют поведение и опыт человека?

Такие вопросы поставили авторы в своей работе "Cultural Affordances: Scaffolding Local Worlds Through Shared Intentionality and Regimes of Attention".
Что бы ответить на них, пришлось разработать модель приобретения культурных знаний, ценностей и практик с точки зрения перцептивных и поведенческих возможностей (Perceptual and Behavioral Affordances).
Данная модель - первая попытка в понимании следующего эволюционного этапа - уже не биологической, а культурной эволюции.


Мы полагаем, что основа для приобретения культурных ценностей агентами может опираться на «принцип свободной энергии».
"Принцип свободной энергии" представляет собой математически сформулированную тенденцию автономных живых систем адаптивно сопротивляться энтропийному распаду. Этот распад можно рассматривать как естественную тенденцию всех организованных систем (которые по своей природе далеки от равновесных систем) рассеиваться, то есть вернуться к (термодинамическому) равновесию.
"Принцип свободной энергии" гласит, что динамика живых организмов организована так, чтобы поддерживать их существование путем минимизации «свободной энергии». Минимизируя "свободную энергию", организм сопротивляется энтропийной диссипации и поддерживает себя в своем фенотипическом устойчивом состоянии, вдали от термодинамического равновесия (смерти).

Одним из применений принципа "свободной энергии" в вычислительной нейробиологии является семейство моделей, в совокупности называемых моделями «иерархической предиктивной обработки», которые создают более общее представление о мозге как о «машине предсказания».
Согласно этой точке зрения, используемая мозгом стратегия заключается в том, чтобы использовать «генеративную модель» дистальных причин и участвовать в самопрогнозировании. То есть, функцией системы является прогнозирование предстоящего сенсорного состояния и сравнение его с фактическим сенсорным состоянием, при сведении к минимуму разницы между предсказаниями и ошибкой предсказания, путем непрерывного изменения прогнозов или воздействий на окружающую среду.

Это может происходить одним из двух взаимодополняющих способов:
• Через действие, где наилучшее действие наиболее эффективно минимизирует "свободную энергию", делая мир более похожим на предсказание;
• Посредством восприятия и обучения, через выбор «модели восприятия».

Пояснение терминов:
• "Шаблонные практики" - это конкретные способы совместной деятельности в предметно-дискурсивной среде, специфичной для предметной области.
• «Пейзаж» материальных ценностей - это совокупность доступных материальных ценностей для населения в данной среде. Этот ландшафт соответствует тому, что эволюционные теоретики в биологии и антропологии называют «нишей».
• "Ниша" - это положение в экосистеме, которое предоставляет организму ресурсы, необходимые для выживания. В то же время ниша играет роль по отношению к другим организмам и их нишам в формировании экосистемы в целом.
Типичная экосистема (то есть физическая среда, в которой могут жить организмы) имеет несколько ниш, которые имеют некоторую внутреннюю структуру: у материальных ценностей есть различные динамические отношения.
Таким образом, ниша представляет собой весь набор ценностей, которые доступны в данной среде в данное время для организмов, которые принимают участие в данной форме жизни.
• «Способности» - означают способности организмов или агентов умело взаимодействовать с окружающей средой, то есть адаптивно модулировать свои модели восприятия действия, чтобы адаптивно взаимодействовать с окружающей средой.
• «Форма жизни» - это набор поведенческих паттернов, относительно устойчивых в социокультурном или биографическом масштабе времени, который характерен для группы или населения. Можно сказать, что каждый вид (или подвид), адаптированный к конкретной нише и наделенный особыми адаптированными способностями, представляет собой уникальную форму жизни. Различные человеческие сообщества, общества и культуры с порой поразительно разными стилями взаимодействия с материальным и социальным миром представляют собой разные формы жизни.

Интеллектуальное адаптивное поведение живых когнитивных систем можно представить как динамическую конституцию смысла и значимости в циклах восприятия и действия, признавая появление смысла и значимости в активном, воплощенном взаимодействии организмов с окружающей их средой.
Мир раскрывается как набор «возможностей», то есть возможностей для действий, предоставляемых организмам вещами и существами, населяющими экологическую нишу, задействованными через их восприятие и их сенсомоторные способности.

Мир - это совокупность возможностей действия, а не вещей.

Когнитивные агенты воспринимают мир посредством действия как функцию от тех действий, которые есть в мире.
Когнитивные агенты не сталкиваются с миром, в котором они живут, как с «заранее заданным», объективным, с нейтральным набором вещей и свойств, которые должны быть реконструированы в восприятии и познании на основе сенсорной информации.
Вместо этого вещи, которыми мы занимаемся, раскрываются непосредственно как возможности для действий, то есть как материальные блага.

Мы предлагаем различать два вида культурных ценностей:
• Естественные - это возможности для действий, взаимодействие с которыми зависит от организма или агента, эксплуатирующего или использующего надежные корреляции в окружающей среде со своим набором способностей.
• Обычные - это возможности для действий, взаимодействие с которыми зависит от умелого использования агентами явных или неявных ожиданий, норм, соглашений и совместных социальных практик.
Взаимодействие с этими возможностями требует, чтобы агенты имели возможность правильно выводить (неявно или явно) культурно-специфические наборы ожиданий, в которые они погружены - ожидания о том, как интерпретировать других агентов, и символически и лингвистически опосредованный социальный мир.

Повседневная феноменология материальных ценностей - это одна из возможностей действий и их вариаций; другими словами, ожидание определенных возможностей от вложенных действий с применением определенной стратегии.
По сути, феноменология ценностей - это феноменология ожиданий о оптимально доступных соединениях агента с окружающей средой.



Мы предполагаем, что центральный механизм, посредством которого приобретаются культурные возможности, особенно традиционные, связанные с контентом возможности, заключается в зацикливании или обратной связи между общей интенциональностью и общим "вниманием".
Общая интенциональность воплощается в различные конкретные, материально встроенные культурные практики и воплощается в виде общих наборов ожиданий.
Совместное "внимание" является одной из таких форм общей интенциональности.
«Внимание» - механизм который модулирует эффективную связность и определяет траектории движения циклов восприятия-действия.
Как правило, в случае человеческих агентов такие модели внимания приобретаются в процессе развития.

Мы полагаем, что совместное "внимание" имеет решающее значение, потому что направленное внимание модулирует избирательное взаимодействие агента с полем возможностей.
В соответствии с принципом "свободной энергии" восприятие действия является направленным "вниманием" (взвешиванием точности), а процесс стробирования который реализуется самим "вниманием", основывается на ожиданиях, заложенных в генеративных моделях, воплощенных организмом.
Эти высокоуровневые ожидания в отношении точности, модулируют распределение "внимания" (и таким образом, определяют восприятие действия посредством стробирования), используются для руководства намеренным поведением. Наборы ожиданий, воплощенные и осуществляемые организмами, изменяют область возможностей.

Совместное "внимание" изменяет область возможностей, позволяя агенту взаимодействовать с конкретными объектами, выделяя их как соответствующие и делая их более заметными.
Посредством участия в шаблонных культурных практиках, которые направляют внимание определенным образом, агент приобретает набор ожиданий, которые в первую очередь порождают именно эту форму совместных действий. Таким образом, культурные возможности опосредуются рекурсивными режимами совместного "внимания", из которых совместное внимание является особым сигнальным случаем.

В этом свете социальные нормы и условные обозначения можно рассматривать как устройства для уменьшения взаимной неопределенности, то есть в соответствии со структурой "свободной энергии", как устройства минимизирующие энтропию.

Таким образом, мы предполагаем, что режимы внимания, которые опосредуют приобретение культурных ценностей (как естественных, так и традиционных), реализуются посредством шаблонных практик (особенно тех, которые модулируют распределение внимания) и воплощаются в разные способы: в предиктивных иерархиях отдельных агентов в сообществе, как закодированные наборы ожиданий, и в конкретном социальном и культурном мире, как построенная человеческая среда, предназначенная для того, чтобы вызывать определенные ожидания и направлять внимание.

• Мы предполагаем, что агенты приобретают семантическое содержание посредством погружения в них и динамического взаимодействия с механизмами обратной связи или циклического взаимодействия, которые обеспечивают общую интенциональность и общее внимание.
• Мы полагаем, что семантическое содержание реализуется в культурных ожиданиях, которые воплощаются на различных уровнях (в нейроных сетях, культурных артефактах и ​​искусственных средах) и применяются в «режимах» общего внимания.
• Мы предполагаем, что «режимы совместного внимания», то есть шаблонные культурные практики, которые направляют внимание агентов, модулируют приобретение специфических для культуры наборов ожиданий.

Здесь мы утверждаем, что культурные возможности (особенно традиционные) формируют скоординированный "ландшафт", основанный на совокупности воплощенных ожиданий, которые разделяет данное сообщество или культура.
Социальные "ниши" и культурные практики обычно включают в себя не изолированные, индивидуальные возможности или ожидания, а местные "ландшафты", которые порождают и зависят от общих ожиданий.
Мы утверждаем, что эти общие ожидания - реализованные в предиктивной иерархии, воплощенные в материальной культуре и принятые в виде шаблонных практик - способствуют формированию ландшафта благ, который характеризует данное сообщество или культуру.

Мы выдвигаем гипотезу о том, что такие онтологии, как социально разделяемые и воплощенные ожидания, приобретаются отдельным агентом посредством своего погружения с участием в конкретный паттерн практики, доступный в многоагентных, символически и лингвистически опосредованных формах социальной жизни.
Мы считаем, что люди ведут себя в пределах ландшафта и поля возможностей для вариации своего действия в зависимости от их ожиданий относительно того, что другие ожидают от них в конкретных условиях.

Создаваемая человеком среда, которая формирует ожидания агентов и направляет паттерны внимания, может рассматриваться как еще один уровень генеративной статистической модели ниши, которую люди используют для управления интеллектуальным поведением в своих социокультурных символически и лингвистически нишах.

Таким образом, предшествующее знание, которое используется в восприятии-действия, кодируется на нескольких уровнях:
• в иерархии нейронных сетей,
• в фенотипе организма (через филогению и онтогенез),
• а также в шаблонных социокультурных практиках и дизайнерской среде.

Теперь мы можем предположить, что человеческие способности, которыми мы наделены, являются результатом просто более развитого предсказательного механизма, то есть более вычислительно мощных предсказательных иерархий.

/Источник/



Картинка кликабельна

Культура, Ноосферогенез

Previous post Next post
Up