Особенности человеческого интелекта

Jul 15, 2019 16:40



Может показатся, что ключевыми особенностями интеллекта человека являются его биологическая основа и пройденный эволюционный путь, создавший за миллионы лет физическую основу интеллекта: его HW - мозг и SW - нейрохимическую прошивку.

А как на самом деле?

На самом деле, биологическая основа и пройденный эволюционный путь - лишь следствие океана случайностей в ходе миллионов лет экспериментов «слепого перелицовщика» - эволюции.

В итоге, случилось так. А могло быть и совсем иначе.


Пройденный эволюционный путь, конечно же, уникален. Будь он иным, наши HW и SW интеллекта были бы иными. Однако, разве можно признать, что итоговые HW и SW интеллекта человека - это некий универсальный оптимум, некий эталон для всех возможных интеллектов?

Интеллект человека - всего лишь предсказательный механизм, приспособленный «слепым перелицовщиком» для оптимального решения задачи выживания и воспроизводства людей в конкретных условиях окружающего его мира.
Будь эти условия иными - интеллект должен был также стать иным.
Он и стал иным: у дельфина и осьминога, гиены и слона, муравьев и пчел…

Но есть ли тогда у нашего интеллекта какие-то ключевые особенности?

Можно предположить, что это воплощенность, эусоциальность и коллективность.

• Воплощеность - наличие у когнитивного агента тела и органов чувств - является обязательной предпосылкой интеллекта человеческого типа. Такой интеллект (воплощенный интеллект) возникает в процессе сенсомоторной координации и строится на информационном взаимодействии мозга, тела и окружающей среды, в которой когнитивный агент должен выживать, адекватно реагируя на её изменения, обучаясь и справляясь с высокой степенью неопределенности окружающего мира.
• Эусоциальность - высшая форма социальности, при которой представители вида живут группами, состоящими из нескольких поколений, и члены группы действуют альтруистично по отношению друг к другу в соответствии с регулярным разделением труда.
• Коллективность. Интеллект этого типа, помимо механизма генетического наследования информации, располагает вторым негенетическим механизмом - культурой. Такой тип интеллекта может развиваться исключительно в ходе социального научения - процесса, превращающего биологическую (генную) эволюцию в генно-культурную коэволюцию, увеличивая тем самым объемы передаваемой между поколениями информации на много порядков.
Только находясь в коллективе, пребывая в постоянном процессе социального научения и специализации, человек обретает свойственный ему тип интеллекта, впитывая в себя огромный объем культурной информации, намного превосходящей информацию, передаваемую генетическим путем.

Культура, Сознание

Previous post Next post
Up