Имаджинавты

Jun 10, 2019 23:50



Выводы нового исследования Дартмутской лаборатории социальной нейробиологии и Пристонского университета поражают сами по себе.

Выводы таковы:

✔️ Творческий потенциал зависит от т.н. дистального моделирования - умения человека переноситься в воображении из его реальности «здесь и сейчас» к мирам, удаленным во времени и пространстве: физическом (удаление по расстоянию), семантическом (удаление по смыслу), вероятностном (удаление от текущего понимания вероятностей) и абстрактном (удаление по уровню абстрагирования от реальности).
✔️ Звезды креативности обладают уникальными возможностями дистального моделирования, осуществляемого ими путем задействования в мозге особого нейронного механизма - дорсомедиальной подсистемы сети пассивного режима.


Иными словами:
• творческий потенциал зависит от возможности мысленно улететь как можно дальше от реальности;
• этим даром обладают люди, у которых мозг от рождения работает иначе, чем у большинства.

Таким образом, супер-креативные люди - своего рода имаджинавты, способные к ничем не ограниченным перемещениям по неисчерпаемой вселенной воображаемых миров.

Имаджинавты - не плод гениальной фантазии.
Это реальные люди, живущие среди нас.

Люди постоянно используют воображение, вспоминая прошлое и планируя будущее: от реконструкции событий собственной жизни до обдумывания своей инвестиционной стратегии. Этот процесс и называется дистальным (дальним) моделированием. По мере того, как моделируемая ситуация становится все дальше от реальности (во всех смыслах: расстояние, время, смысловая дистанция, восприятие вероятностей и преодоление все новых уровней абстрагирования), воображать ситуацию становится все труднее.

У большинства людей пределы дистального моделирования весьма ограничены.
Что лежит в основе способности успешно участвовать в дистальном моделировании?
Творческие способности людей должны коррелировать со способностью к дистальному моделированию.

В результате проведенного исследования «Creative Expertise Is Associated With Transcending the Here and Now» (Творческий опыт связан с преодолением здесь и сейчас) психологических и нейронных механизмов, лежащих в основе дистального моделирования, ученые это убедительно доказали.

В исследовании (состоящем из трех связанных тестов), участвовали люди обычных профессий (финансисты, юристы, медики и т.д.) и особо креативных профессий - «творческой элиты»: писатели, режиссеры, артисты и художники - обладатели престижных наград, стипендий, премий на кинофестивалях, творческих конкурсах и т.д.

В первых двух связанных исследованиях перед участниками ставились задачи на дистальное моделирование, типа «представьте, каким будет мир через 500 лет». В результате гипотеза подтвердилась - «творческая элита» продемонстрировала разительно большую дистальную фантазию.



Сравнение показателей креативных экспертов («творческой элиты») и людей обычных профессий:
(А) самооценка успешности своей карьеры;
(В) субъективная дистальная живость моделирования;
(С) объективная дистальная яркость моделирования.

Тогда авторы поставили следующую задачу - определить, что такое делается в мозге представителей «творческой элиты» иначе, в результате чего они преуспевают в дистальном моделировании?

В третьем исследовании тестирование «творческой элиты» и представителей обычных профессий проводилось в сканере функциональной магнитно-резонансной томографии (fMRI). Им предлагались два типа тестов на дистальное моделирование.

Вообразить и мысленно визуализировать:
• проксимальное (близкое) событие на временном горизонте 24 часа;
• дистальное (далекое) событие, происходящее через 100 лет.

Дистальность (Д) и проксимальность (П) вопросов на воображение разделялась по четырем доменам:
1) П - событие на временном горизонте 24 часа; Д - событие, происходящее через 100 лет.
2) П - покупка подарка ребенку в универмаге своего города; Д - ожидание в очереди за билетом на такси в Токио.
3) П - вы пришли на вечеринку, где никого не знаете; Д - вы - это Барак Обама, пытаетесь ободрить загрустившего друга.
4) П - идете утром выпить кофе; Д - тоже идете утром выпить кофе, но вы другого пола.

При тестах на проксимальные события мозги представителей обеих групп участников работали совершенно одинаково. В их мозге работали участки медиальной префронтальной коры.
Ее назначение, «реализация ассоциаций между контекстом, местоположениями, событиями и соответствующими адаптивными реакциями, особенно эмоциональными».
Однако, когда дошло дело до тестирования дистальных событий, все изменилось - между двумя группами участников проявилась большая разница.



Сравнение показателей креативных экспертов («творческой элиты») и людей обычных профессий. При проксимальном моделировании обе группы показывают примерно одинаковые результаты (слева), а при дистальном моделировании (справа) креативные эксперты показывают лучшие результаты во все четырех доменах.

Для моделирования дистальных событий звезды креатива задействовали другую подсистему мозга - дорсомедиальную подсистему сети пассивного режима - dorsal medial system default network. Она, как известно из предыдущих исследований, ассоциируется с воображением намерений и личностных качеств других людей, а также с целым спектром разнообразных процессов: понимание повествований; физическое, временное и социальное представление расстояния; понимание концепций; создание высокоуровневых конструкций или абстракций.



(A) зоны мозга показывающие большую активацию для дистального (vs. Проксимального - показан розовый цветом) и проксимального (vs. Дистального - показан синим цветом) моделирования.
(С) по сравнению с людьми обычных профессий, креативные эксперты показывают большую активацию дорсомедиальной подсистемы сети пассивного режима для дистального (по сравнению с проксимальным) моделирования.

Возможные интерпретации результатов исследования.

Таких интерпретаций, как минимум, три. Одна круче другой.

✔️ Креативные возможности индивида, скорее всего, записаны в генах.

Дистальное моделирование - плод воспитания или тренировок? Крайне сомнительно.

Тем ни менее, исследователи хотят попытаться найти способ тренировки «мышцы воображения». Но факт, что «творческая элита» обладает не просто более развитым потенциалом мозга, а использует для творчества иную подсистему мозга, ставит принципиальный барьер на этом пути. Любая тренировка подразумевает развитие чего-либо: навыка, мышц, реакции и т.д. Здесь же речь о переключении на другую ментальную систему. Натренировать у человека способность подключать для решения творческих задач иную область мозга - видится не очень реальным.



✔️ С развитием биоинжиниринга, самые богатые станут и самыми креативными.

С развитием науки и практики редактирования генома, рано или поздно, будет найден способ генетического включения «мышцы воображения» - переключения на иную ментальную подсистему. И естественно, такое включение сверх-креативности, в первую очередь, станет доступно элите - властной и финансовой. Это значит, что слова Харари из его «21 урок для 21 века» уже не страшилка удачливого автора бестселлеров, а вполне реальный сценарий, опирающийся на результаты научного исследования.

«Между тем, к 2100 году богатые могут стать более талантливыми, творческими и умными, чем обитатели трущоб. Как только откроется реальный разрыв в способностях между богатыми и бедными, закрыть его станет практически невозможно. Если богатые используют свои способности для дальнейшего обогащения, а за большие деньги они смогут купить себе улучшенные тела и мозг, со временем разрыв будет только увеличиваться. Тогда к 2100 году 1% самых богатых людей может владеть не только большей частью мировых богатств, но и большей частью мировой красоты, творчества и здоровья».



✔️ Возможно, имаджинавты - это эволюционные предшественники нового вида Homo imaginationis, идущего на смену Homo sapiens.

Ключевую роль в развитии человечества играет массовая кооперация. Именно ей люди обязаны во всех своих достижениях. Именно она лежала в основе большого эволюционного перехода от генетической эволюции к генно-культурной коэволюции.
Но как справедливо указал тот же Харари, «огромные массы незнакомых друг с другом людей способны к успешному сотрудничеству, если их объединяет миф. Любое широкомасштабное человеческое сотрудничество - от современного государства до средневековой церкви, античного города и древнего племени - вырастает из общих мифов, из того, что существует исключительно в воображении людей».

То есть воображение людей становится совместным ментальным пространством, вмещающим общие мифы и тем самым обеспечивающим массовую кооперацию незнакомых людей.
И чем сложнее эти мифы, эти фикции, тем более развитые способности к творчеству необходимы людям, чтобы выйти за пределы самих себя, распространяя свое воображение на более отдаленные времена, пространства, перспективы и гипотетические реальности, а важнейшим ментальным механизмом такого творчества является дистальное моделирование.

Предыдущие исследования показывали,что дистальное моделирование повышает ментальный потенциал не только индивидуального, но и коллективного творчества, что связано с моделированием социальных связей и развитием эмпатии. А символические игры детей (игры понарошку), направленные на моделирование множественных социальных перспектив - есть ни что иное, как развитие ментальных навыков творчества, используемых потом взрослыми.

Наконец, заслуживает особого внимания тот факт, что сверх-навыки креативности, социального творчества и эмпатии ассоциируются с одной и той же подсистемой мозга - default network - сетью пассивного режима. Эта сеть включается, когда наш разум пассивен и ничем не занят. Когда он не отвлекается ни на какие внешние раздражители, а как бы находится в процессе внутреннего диалога и блуждания мыслей («mind wandering»).
Активация сети пассивного режима включает процесс блуждания мыслей, который, с одной стороны, отвлекает нас от момента здесь-и-сейчас, а с другой, включает уникальную возможность людей, которой мы обязаны эволюции - думать и размышлять о прошлом и будущем, моделировать вещи, идеи и даже чувства, столь удаленные от нашего здесь-и-сейчас, как если бы они находились в других вселенных.

Небольшая часть человечества (примерно 6%) - люди со сверх-развитой креативностью, названные здесь имаджинавтами, в результате эволюции, возможно, получили способность задействования в мозге особого нейронного механизма - дорсомедиальной подсистемы сети пассивного режима. Результатом этого стала их сверх-креативность, а также, возможно, повышенная эмпатия и особый сорт мудрости (в основе которого способность отстранения от собственного опыта и восприятия вещей и событий с иных точек зрения).

Эволюция мозга человека прошла через несколько этапов: рост объема, усложнение структуры, развитие специализированных подсистем, совершенствование «прошивки», сочетание последнего и предпоследнего для качественного скачка функциональных возможностей разума.

Усиленная активация дорсомедиальной подсистемы сети пассивного режима у малого процента индивидов, возможно, станет их эволюционным преимуществом (что в значительной степени подтверждается вышесказанным).
И быть может позволит совершить новый эволюционный переход от Homo sapiens к Homo imaginationis - от человека разумного к человеку воображения.



/Источник №1//Источник №2//Источник №3//Источник №4//Источник №5/

gamification, Сознание, Гений, Эмпатия

Previous post Next post
Up