Ментальная вселенная

Mar 25, 2019 19:51



В своей книге «Our Mathematical Universe» за 2014 год физик Max Tegmark смело заявляет, что «протоны, атомы, молекулы, клетки и звезды» являются избыточным «багажом». Только математический аппарат, используемый для описания поведения вещества, предположительно реален, а не сама материя.

Для Max Tegmark вселенная - это «набор абстрактных сущностей с отношениями между ними», которые «могут быть описаны независимо от сопутствующего багажа», то есть без материи.
С материей покончено, и только сама информация считается в конечном счете реальной.

Это абстрактное понятие, называемое информационным реализмом, носит философский характер, но оно с самого начала было связано с физикой.


Согласно греческим атомщикам, если бы мы продолжали делить вещи на все более мелкие кусочки, в конце концов остались бы твердые, неделимые частицы, называемые атомами, воображаемые настолько конкретными, что даже обладающие определенной формой.
Тем не менее, мы осознали, что сами атомы могут быть далее разделены на более мелкие части, а те - на еще меньшие, и так далее, до тех пор, пока то, что осталось, не обретет форму и прочность. Но в нижней части цепочки физического сокращения есть только неуловимые, призрачные сущности, которые мы обозначаем как «энергия» и «поля» - абстрактные концептуальные инструменты для описания природы, которые сами по себе, кажется, лишены какой-либо реальной, конкретной сущности.

Для некоторых физиков это означает, что то, что мы называем «материей» с ее твердостью и конкретностью, - иллюзия; что только математический аппарат, который они разрабатывают в своих теориях, является действительно реальным, а не воспринимаемый мир.
С их точки зрения, такой противоречивый вывод является следствием теории, а не нарциссическим и саморазрушительным суждением.

По мнению реалистов, материя возникает в результате обработки информации, а не наоборот.
Даже разум/психика/душа - предположительно является производным феноменом чисто абстрактной манипуляции информацией.
Но в таком случае, что именно подразумевается под словом «информация», поскольку не существует физического или умственного основания для его обоснования?

Можно утверждать, что информация является первичной и следовательно может существовать независимо от ума и материи. Но совсем другое дело, явно и недвусмысленно понять, что это значит.

Наше интуитивное понимание концепции информации - заключается в том, что она является лишь мерой числа возможных состояний независимо существующей системы.
Информация - это свойство нижележащего субстрата, связанного с возможными конфигурациями субстрата, а не сущность сама по себе.
Но сказать, что информация существует сама по себе, как сказать о ряби без воды, танце без танцора. Это грамматически верное утверждение, лишенно смысла; игра слов, фантазия.

Можно предположить, что серьезные сторонники информационного реализма хорошо осведомлены об этой линии критики.
Как тогда они согласовывают свою позицию с подобным?

«Информация является общепризнанным полиморфным явлением и многозначной концепцией, поэтому в качестве объяснения ее можно связать с несколькими объяснениями, в зависимости от принятого уровня абстракции и группы требований, ориентирующих теорию ... Информация остается неуловимой концепцией».
/Luciano Floridi | “The nature of information”/

Такая двусмысленность придает информационному реализму концептуальную изменчивость.
Если выбор примитива дается «неуловимым понятием», как можно определенно установить, что это неправильно?
Признавая возможность того, что информация может быть «сетью логически взаимозависимых, но взаимно несводимых концепций».
Принимая во внимание, что неопределенность может быть оправдана в отношении природных объектов, которые выходят за рамки человеческой способности воспринимать, но трудно найти оправдание когда речь идет о человеческом понятии - информация.

Однако несостоятельность информационного реализма не убирает проблему, которая его родила: осознание того, что по сути то, что мы называем «материей» является чистой абстракцией и фантазией.

Чтобы разобраться в этой головоломке, мы должны придерживаться того, что нам наиболее непосредственно необходимо: твердость и конкретность - это качества нашего опыта.
Мир, измеренный, смоделированный и в конечном итоге предсказанный физикой - это мир восприятий, фактически категория мышления.
Фантазмы и абстракции находятся в наших описаниях поведения этого мира, а не в самом мире.

То, что мы описываем, является нементальной реальностью, лежащей в основе нашего восприятия, в отличие от самих восприятий.
Затем мы пытаемся найти основательность и конкретность воспринимаемого мира в этой постулированной реальности.
Однако нементальный мир неизбежно является абстрактным.
А поскольку основательность и конкретность - это ощущаемые качества опыта - мы не можем их там найти.
Таким образом, проблема, с которой мы сталкиваемся - это артефакт мышления, нечто, что мы вызываем из воздуха.

Max Tegmark прав, определяя материю, как нечто внешнее и независимое от ума - ненужным багажом.
Но следствием этого действительно смелого заключения является то, что вселенная - это ментальная конструкция, отображаемая на экране восприятия.
«Математическая вселенная» Max Tegmark по своей сути является ментальной, так как где еще - числа, множества, уравнения - существует, если не в мышлении?

Ментальная вселенная существует в уме, но не только в вашем личном уме. Напротив, это трансперсональное поле мышления, которое представляется нам как физичность - со своей конкретностью, твердостью и определенностью - когда наши личные умственные процессы взаимодействуют с ним посредством наблюдения.
Ментальная вселенная - это то, к чему нас ведет физика, а не игра слов информационного реализма.



/Источник/

Вселенная, Математика, Сознание, Информация, Мироустройство

Previous post Next post
Up