Оригинал взят у
fat-crocodile Давайте посмотрим, что нам предлагает 21-й век.
Есть вакуум, в нём элементарные частицы и поля.
И в общем всё.
Всё это подчиняется физическим законам, которые в основном детерминированы и вольностей не позволяют. Движения как каждой отдельной частицы, так и групп частиц, конечно, тоже подчиняются недвусмысленным физическим законам. Классическая интерпретация квантовой механики вроде бы допускает истинно-случайные события, эвереттовская мультивселенная - нет, но что так, что эдак - это в лучшем случае будут - распределенные случайные события.
Понятно, что никто из нас никогда не сможет такой предсказуемостью пользоваться, частиц много, их точные параметры не известны, вычислить ничего нельзя.
И Гейзенберг не дремлет.
Но я же не практически говорю, а онтологически. Вопрос не о том, можем ли мы всё посчитать и предсказать (не можем) хотя бы теоретически (Гейзенберг говорит, что всё равно не можем), вопрос о том, есть ли там что-то ещё.
Так вот, 21-й век говорит нам: нет, ничего больше нету.
Понятно, что ни о каком разуме, осознании, свободе воли и т.п. в такой ситуации говорить нельзя, им тут неоткуда взяться?
Мы видим, как это сделано, мы знаем, как устроен этот сложный механизм - компьютер, никаких чудес, духов и мистики не надо. А программы уже в го людей обыгрывают, и тоже обходятся без мистики.
Так и мы: сложно устроенные машины, работающие по некоторой "программе", и иллюзия свободы это просто часть программы.
Такая примерно картинка.
И обратить внимание, что эта картинка требует выбросить в мусор, объявить иллюзией и кажимостью огромную часть нашего непосредственного опыта. Мы ощущаем себя разумными, мы ощущаем, что делаем выбор и свободны его сделать. Это не что-то редкое и смутное, это ежедневный опыт, первичные данные, та самая реальность, непосредственно данная в ощущениях.
Для картины, предназначенной объяснять мир, это кажется довольно спорным решением.