Оригинал взят у
navigator011 ✔️ Структура властной группы.
Какие бы иллюзии не питали окружающие о демократии и коллегиальности, но во главе властной группы всегда находится один человек у которого есть прямые вассалы, у которых в свою очередь могут быть собственные вассалы и т.д. Среди прямых вассалов всегда есть неформальная иерархия и можно выделить три категории, имеющие общность происхождения.
Пример верхнего уровня иерархии властной группы.
Никакого равенства, демократии и прочих штампов не наблюдается вовсе. Несмотря на личные заслуги перед властной группой, для внутренней иерархии на первом месте идет близость крови, на втором классовая (в смысле принадлежность к элите)/ этническая общность и лишь на третьем заслуги. Дружить можно или с равными или давно.
Может возникнуть вопрос, что во властной группе делают члены элиты, не являющиеся родственниками, и почему их внутренний статус может оказаться выше, чем у любого родственника.
Ответ прост - не всегда среди родни есть человек, что выдержит «огонь, воду и медные трубы» в борьбе за власть, но на роль преемника может подойти младший партнер (речь не идет о семейных активах, а о власти), который будет тянуть родственников бывшего сеньора.
Избегание застоя, устранение потенциальных конкурентов, усиление за счет лучших, дефицит надежных и умных людей. Почему же привлекается так мало людей не из элиты? Стоимость ошибки неправильного выбора/ предательства очень высока.
В итоге количество людей во властной группе сильно ограничено риском предательства и угрозой потерей управляемости. Оценочные пороговые значения, при преодолении которых наступают проблемы: для активных высоко статусных членов властной группы - 25 человек, а с учетом шлейфа и «запасных» - 150 человек. Можно конечно и больше, вот только эффективность работы будет стремительно падать, а вероятность предательства наоборот пойдет вверх.
✔️ Контроль активов властным кланом.
Можно услышать - некая властная группа управляет компанией/ регионом/ отраслью/ страной (далее будем обобщенно называть все это - активы), но так ли это?
Структура властной группы феодальная, а как мы знаем из теории систем (здесь упрощение, да и я подозреваю, что мировые властные группы не системы, а среды) - простая структура не может управлять более сложной.
Властные группы не управляют достижением целей активов, т.е. члены властной группировки не забивают себе голову производственными вопросами предприятии. Властные группы владеют (более или менее долго) и координируют (направляют, подталкивают) работу активов с целью достижения последними интересов собственно властной группы.
Очень часто крупные активы контролируются несколькими группами - практически акционеры. Только ни о каких дивидендах пропорционально доли влияния не идет и речи. Распределяются денежные потоки, которые можно вывести с актива, а то, что остается, в полном соответствии с законом идет формальным акционерам.
Пример контроля властных групп над компанией.
На рисунке показаны наиболее «интересные» подразделения для контроля финансовых потоков - продажи, закупки, инвестиции, управление активами, взаимодействие с банками. В той или иной мере это справедливо и для регионов и для стран, все остальные потоки менее значимы и/или имеют криминальный оттенок.
У каждого актива есть куратор - высокопоставленное лицо властной группы, непосредственно отвечающий за состояние и работу актива перед руководством страны или вышестоящим сюзереном. Пусть куратор «владеет» больше половиной актива, но он вынужден договариваться с другими властными кланами, так сказать миноритарными акционерами. Выглядеть такие переговоры могут как заседание Совета директоров, но чаще всего переговоры формально никак не связанные с активом. Результатом договоренностей служат ни разу не протоколы Совета директоров, как многие бы подумали, а некие «понятийки». Последние представляют сверх интересный вид документа - простым и доступным языком на 1-2 листах разграничиваются сферы ответственности и пороговые значения, которые нельзя переступать.
После разграничения зон ответственности властные группы командируют в актив своих людей (члены группы или люди из шлейфа) это может быть как топ-позиция, так и заместитель - все зависит от удобства решения задач и личных амбиций. У человека власти внутри актива две группы задач - контроль денежного потока и исполнение формальных должностных инструкций.
Совсем не обязательно ставить своих людей на все ключевые позиции - достаточно контроля потоков и наличия аналитической службы. Задача последней вовремя подать сигнал по властным каналам, что руководство актива начало творить нечто, что может поставить под угрозу работу актива, а в терминах власти - угроза потери доверия к куратору его сюзереном. В остальном профессионально работающий Генеральный директор и другие наемные менеджеры, не входящие в систему власти, могут смело работать в интересах актива. Если все построено хорошо - менеджеров одернут до того, как они успеют глобально напортачить. По мелкому или среднему вопросу никто наверх не побежит - это может быть расценено как слабость.
Властной группе не нужен полный контроль и управление большими активами - у них банально нет для этого людских ресурсов, и не будет. Так что описанная система устойчива и будет такой вне зависимости от политического строя и имени главы государства.
✔️ Движение денежных потоков властной группы.
Прежде чем детально рассматривать финансовые потоки властных групп важно сказать несколько слов об их месте в системе государственных финансов. И это отнюдь не часть серого полукриминального мира. Принято считать, что у государства есть открытый бюджет, с помощью которого решаются основные задачи, так же есть закрытые разделы, используемые для решения задач по безопасности, но еще есть бюджет властных групп. Последний бюджет используется для ручного решения задач, где официальные действия нежелательны.
Выше был показан механизм взаимодействия властной группы с активом (компанией, отраслью, регионом, страной), показаны точки контроля финансовых потоков. Вопрос получения прибыли прост - подконтрольные властной группе компании, оказывающие услуги активу (показаны на рисунке ниже).
Финансовые потоки властной группы.
Некоторая наценка за товары, услуги и т.д. оседает на «своих компаниях». Схема проста, все так открыто? Совсем нет, она проста, если вы знаете полный список властной группы и их доверенных лиц, а это нереально. Со стороны вы даже сюзерена не назовете у конкретного человека власти. Попробуйте без социальных сетей просеять все контакты человека за долгую жизнь, а если он еще и старается не показывать лишнего?
Контроль финансового потока не означает, что со всего его объема обязательно «снимается» процент, в этом может просто отсутствовать надобность.
Один и тот же член властной группы через своих вассалов и людей шлейфа контролирует потоки в большом количестве активов, параллельно исполняет официальные функции. Представление о властной группе в экономическом аспекте, как о корпорации работающей поверх официальных структур, близко к реальности, но не совсем верно. Ближе будет понятие товарищества, с разными паями, без строгой отчетности и на доверии.
Большая часть полученных средств уходит на борьбу за власть. Власть первична, деньги лишь инструмент. Если человек этого не понимает, то ему не место во власти.
Финансовые потоки идут на проекты, направленные на упрочение власти. Есть проекты, которые по тем или иным причинам не получается сделать официальным способом на уровне государства. Но никто не мешает сделать это некому олигарху или госкомпании. Под это дело он может получить финансовые потоки, как в виде генерирующих их активов, так и в виде льготных кредитов с банков, куда необходимые средства будут аккумулироваться подконтрольными властной группе компаниями.
Банки самый простой способ аккумулирования средств, их даже не нужно перечислять в виде прибыли - нужные компании могут просто открыть в нужном банке счета и не трогать их. Помимо этого можно дать прямую ссуду нужному проекту, войти в уставной капитал, проявить благотворительность, дать деньги или активы в фонд для исследования чего-нибудь.
Почему властная группа не может направить все средства на себя любимых - тут как у Льюиса Кэрролла - «Ну, а здесь, знаешь ли, приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте, а чтобы попасть в другое место, нужно бежать вдвое быстрее». Стоит только прекратить тратить средства на проекты власти, так тебя тут же начнут есть. Деньги лишь инструмент, власть первична.
Часть официально получаемых от контролируемых потоков средств члены властной группы оставляют себе. Часть направляется на проекты группы (например, санаторий или жилье ниже себестоимости по ипотеке бойцам силовых структур), часть в резервы, подкуп нужных лиц, ну и некий аналог оплаты труда/пенсий.
Еще один важный момент - денежные потоки большей частью безналичные, разрозненные, чтобы их было сложно отобрать. Концентрация большого объема, да еще и в наличной форме рискованна.
✔️ Борьба властных групп за активы.
Смена контроля властной группы над активом является не началом, а результатом продолжительной и упорной борьбы, переговоров и компромиссов по пересмотру достигнутых договоренностей. На предыдущем такте внутри элитной борьбы произошло закрепление статус-кво по большому количеству активов и, что очень часто забывают, связанных с этим обязательств перед государством и остальными игроками. Сложившееся положение является отражением действовавшего на тот момент расклада сил и влияния. Но борьба не затихает ни на миг, на низовых уровнях продолжается взаимная проба сил и локальные конфликты.
В соглашениях не прописываются обязательства к сторонам по сохранению своего влияния и уровня сил на уровне «не ниже чем», но это всегда подразумевается и понимается умными людьми.
После осознания возможности и необходимости корректировки соглашений главы/представители властных групп не собираются для переговоров, нужен статус-белли. Ослабевшая сторона до последнего будет апеллировать к старым договоренностям, игнорируя свой утраченный властный ресурс.
Как только властная группа ослабевает, ее активно начинают пробовать на вкус конкуренты. Удары, как правило, идут по чисто формальным правилам - отправить на пенсию важного человека, принять регламент, где меняются процедуры, завалить мелкими малозначащими делами или наоборот, сделать ответственным по расстрельному вопросу без шанса его решить. Как мы помним, людей во властной группе мало, и выведение из строя даже одного человека может сильно подорвать позиции.
Постепенно на нижних уровнях обостряется борьба по непринципиальным, но чувствительным вопросам. У попавшего под удар члена властной группы есть три варианта реакции:
- разрулить ситуацию самостоятельно
- обратиться к вышестоящему члену группы за помощью
- сдать позицию
Правильным является только первый вариант. Обращаться выше можно только для противодействия изменению правил игры, а никак не из-за конкретной проблемы.
Излишне говорить, что второй, а тем более третий вариант реакции служат сигналом к продолжению атаки.
Лучшей дискредитацией оппонентов является демонстрация их неспособности выполнять взятые на себя обязательства - отсутствие результатов, срыв сроков, возросший уровень социального напряжения и т.д. Чем более значим и громок провал, тем лучше.
Это все идет для создания статуса-белли к пересмотру соглашений.
Если властная группа находится в полном порядке, то она без значимых потерь отбивается от атак и бьет в ответ. В то время как у ослабевшей группы просто не хватает ресурсов для защиты по всем направлениям, и в какой-то момент ее оборона начинает рассыпаться. Первое время сторонний наблюдатель ничего не видит, но потом возникают громкие публичные скандалы, статьи в прессе, отставки, уголовные дела, и да, каждый раз это борьба с коррупцией и привилегиями. Если не знать состава властной группы, то внешней связи не видно, но те кто в теме четко видят - «Акела промахнулся!» и присоединяются к войне, расширяя и без того напряженный фронт. В какой-то момент может наступить ситуация, когда позиции начинают падать как костяшки домино и под угрозой оказываются не только групповые, но личные активы, свобода, а то и жизнь высоко статусных членов ослабевшей группы. Возникает насущная необходимость в переговорах, чтобы сохранить хотя бы часть. Вот только переговоры начинаются лишь после невозможности/нежелания продолжения борьбы одной или всеми сторонами.
Как правило, переговоры ведутся с привлечением третьих стороны. При олигопольной структуре власти (совет кланов) на территории (мир, страна, регион) привлекают двух арбитров, каждый из которых выражает интересы одной из сторон. Арбитры выступают в роли переговорщиков и их элитный статус должен быть выше противников. В случае монархической структуры власти в качестве единственного арбитра выступает общий сюзерен сторон конфликта.
Возникает вопрос - зачем вообще переговоры, если можно немного подождать и получить капитуляцию? Ответы просты - нужны противовесы, усиление одного приводит к новым коалициям, загнанное в угол животное сопротивляется отчаянно и готово уничтожить все вокруг, страх, что в будущем ты можешь оказаться на месте побежденного и т.д.
Разграничение зон будет проходить по описанному выше принципу распределения зон в активе, только теперь речь пойдет о многих сферах деятельности, уступки на одном поле компенсируются приобретениями на другом и т.д. Итогом будет некий комплекс решений, доведенный и согласованный всеми главами властных групп.
Таким образом, переход контроля над активом и/или его финансовыми потоками является результатом изменения сил разных групп. Конкретные изменения происходят или в добровольном порядке или как часть комплексных внутри элитных соглашений по результатам сложной невидимой борьбы. Любой проигрыш сопровождается очевидным нарушением побежденной стороной ранее принятых обязательств, и не важно, был ли этот итог спровоцирован или нет. Верно и обратное, если происходит явное перераспределение контроля над серьезными финансовыми потоками некоего актива, то это лишь следствие изменения внутри элитных раскладов, а отнюдь не самодурство отдельных руководителей.
✔️ Передача контроля над активом.
Ситуация развивается следующим образом - главы элитных групп закрепили новые договоренности о передаче координации над неким активом и общие принципы разделения контроля над финансовыми потоками. Далее эти договоренности должны спуститься по властным каналам до всех задействованных членов и шельфа проигравшей группировки. Автоматически прекращается всякая работа, не относящаяся к текущей деятельности - откладываются крупные закупки, продажи, получение кредитов и т.д. Часть лиц принимающих решения уходит в отставку, на их место заступают технические заместители. Среди назначенных и.о. тут же начинаются мечты об успешной карьере, и как правило зря…
Управление активом велось старой группой и «открыто» связанные с ней люди будут выведены, но им лично обязанные останутся на своих местах в тылу врага, играя роль «пятой колоны» на следующем такте борьбы. Приходящая властная группировка испытывает большой дефицит кадров - людей всегда мало, зона ответственности выросла, нет знаний о специфике актива. В дополнение, многие люди ранее не работали друг с другом, да и не хотят менять все планы и перебираться на новое место. У группы возникает потребность в расширении и связанная с этим серьезная угроза пропустить крота. Победившая властная группа принимает два кадровых решения - рекрутинг в шлейф новых людей из несвязанных с активом мест и территорий (так риск внедрения ниже) и жесткая зачистка системы управления активом от старых, «проверенных» кадров.
/АНДРЕЙ ШКОЛЬНИКОВ/ "Боги азбучных истин" Человеческий мир НАЧАЛО ЦИВИЛИЗАЦИИ Поле Вечной Жатвы. Банкстеры. Дети богов. Те Кто Принимает Решения. Кто есть кто Искусственность и натуральность О понятии власти О власти ИЕРАРХИЯ «Истинной религией монголов была власть» Вассалитет "Источник Власти" Конец вечности О ЭЛИТЕ Богатство и власть передаются исключительно по наследству. Элиты Активная часть правящего класса. Железный закон элит. Зачем нужна элита. Запомните, детки. О мужестве. О теории власти. Гипотеза политических рисков. Длинные интересы...