Закатная звезда философии

Aug 12, 2018 14:35

Оригинал взят у karachee


Главное для сверхчеловека - чтоб его не укокошили, пока он еще находится на стадии обычного пипла.

/Виктор Гламаздин/

Широко распространено ошибочное мнение о том, что философ - это мудрый человек или, дословно, любитель мудрости. Но мы уже не одну тысячу лет в курсе, что «говорящий не знает, а знающий не говорит», поэтому очевидно, что выдающийся философ не тот, кто самый мудрый, а тот, кто круче остальных овладел письменной (!) речью.

Многие наивно полагают, что философия - это объяснение мира, и чем более успешен философ в этом объяснении, чем стройней его картина мира, тем он круче своих предшественников и современников, причем, так полагают даже сами философы.


К примеру, Гегель считал, что создал систему, которая объясняет все. Шопенгауэр, у которого при одном только упоминании слова «Гегель» начинала дёргаться щека, считал аналогично.
До какого-то момента философия существовала в виде спорта - боя без правил за обладание истиной, под которой подразумевалось наиболее объективное отражение фактов.
Но тут пришел Ницше и небрежно бросил: «А ведь как раз фактов-то и нет - есть только интерпретации!», чем и положил конец долгим и изнурительным поискам истины. Ницше был последней, закатной звездой на небосклоне официальной философии, после него там уже не было фигур такого масштаба, началась эпоха скучнейшего декаданса.

Ницше был не дурак.

И он прекрасно понимал, что глупо тешить себя иллюзиями, будто кто-то может придумать что-то новое в мире, который существует вечность. Осознав, что задача философа - вовсе не понимание (это как бы уровень детского сада, нечто само собой разумеющееся - то, что философ должен всё понимать), а трансляция этого понимания, причем, не просто трансляция, а такой ядерный удар по мозгам, что его последствия уже никаким топором не вырубить, он стал изощряться в искусстве поэтического и афористического изложения своих мыслей. Т.е. он понял, что ритм текста должен вводить читателя в транс для того, чтобы короткие афоризмы-команды могли поглубже забуриться в спящее сознание.

И у него получилось!

Более того, я даже расскажу вам сейчас про идеи, которые я на полном серьёзе считаю основными ядрами его убойной философии - это учение о сверхчеловеке, о вечном возвращении и так называемое amor fati.

✔️ Так называемое учение о сверхчеловеке это вовсе никакое не учение, а просто идея. Она сводится к тому, что обычный человек это набор норм, стандартов и ГОСТов, которые и мешают ему жить, в то время как совсем ничего не мешает ему выйти за границы этих норм - кроме, разумеется, самих этих границ.
Т.е. идея сверхчеловека - это идея саморазвития и самопреодоления.

✔️ Точно так же, как и учение о сверхчеловеке, учение о вечном возвращении - это никакое не учение, а всего лишь идея. Идею эту Ницше заимствовал у греков.
Буквально же идея вечного возвращения сводится к тому, что количество атомов во вселенной строго ограничено, и по этой причине строго ограничено и количество их комбинаций. А все, что с нами происходит - это просто смена комбинаций атомов, из которых все мы состоим. И если количество комбинаций атомов пускай и невообразимо велико, но все же строго ограничено, значит, эти комбинации должны не просто повторяться, а повторяться бесконечное число раз. И если вы читаете эти строки сейчас, значит, вы читали их бесконечное число раз в прошлом и будете их читать бесконечное число раз в будущем.
Т.е. учение о вечном возвращении, по сути своей, это учение о бессмысленности всякого прогресса. В то время как учение о сверхчеловеке подразумевает именно прогресс.

✔️ Но Ницше обнаружил парадоксальную возможность проповедовать обе эти взаимоисключающие идеи одновременно. Он назвал эту возможность amor fati, любовью к судьбе.

Идея сверхчеловека подразумевала преодоление всевозможных границ, которых так много, что их можно преодолевать всю жизнь, ничего существенного при этом не преодолев. Поэтому Ницше указал конкретную границу, пересекая которую человек делает первый шаг к осуществлению идеала сверхчеловека.
И эта граница - вечное возвращение, т.е. ясное осознание полной бессмысленности и бесполезности всех этих преодолений и осуществлений.

В общем, вы уже поняли, что под amor fati философ понимал позитивный творческий пофигизм. Типа надо строить светлое будущее, отдавая себе отчет в полной бессмысленности этого занятия, но не падать при этом духом.



P.S. Как правильно заметил маньяк Шопенгауэр, мир состоит из энергии и информации. А я бы добавил, что он состоит также из женщин и мужчин, которые вот уж которое тысячелетие упорно пытаются друг друга понять и не понимают ни грамма, просто потому, что среда обитания первых - это энергия, а среда обитания вторых - информация. И то, что этим миром правят большей частью мужчины, обусловлено тем, что именно информация управляет энергией, а не наоборот.

В интеллектуальном плане даже самые выдающиеся представители философии, все вместе взятые, значительно уступают какому-нибудь одному-единственному Карлу Марксу. Это происходит потому, что Карл Маркс 99% всей своей жизненной силы направил на овладение искусством манипулировать информацией, и только 1% - на рост бороды.

/Сурат | Неофициальная философия/

Язык, Картина мира

Previous post Next post
Up