Метакогниции

May 13, 2018 14:18



Метакогнитивные навыки - это искусство думать о собственном мышлении, которое понадобится вам при решении почти любой задачи.

Самым громким лозунгом европейской культуры, наверное, является фраза «Познай самого себя».
Эти слова были написаны на стене храма Аполлона в Дельфах, а затем к ним не раз обращался Сократ платоновских «Диалогов». Познай себя - значит познай свою душу, и, следовательно, сам процесс своего мышления. Сапожник пользуется инструментами, но не является резаком или ножом.

Так и любой человек мыслит, но является не только мыслью, но и тем, кто за ней наблюдает.


В психологии навык «мышления о мышлении» называется метакогницией.
Этот термин в 1979 году ввёл в оборот Джон Флэйвел, имея в виду «мыслительную деятельность, направленную на понимание процессов мышления». Как мы видим, без тавтологии тут не обойтись.

Некоторые психологи полагают, что метакогниции лежат в основе любой умственной деятельности, а вовсе не являются узкоспециальным навыком. Поэтому педагоги должны учить детей и студентов не отдельным фактам и предметам - они должны научить их наблюдать за процессом своего мышления.
А уже потом подбирать инструменты, которые необходимы для решения той или иной задачи.

Рефлексия о подходах, которые ты используешь для достижения той или иной цели, помогает выработать стратегический подход. Если люди обладают одинаковыми способностями и прилагают равное количество усилий, побеждает обычно тот, кто мыслит стратегически.
Здесь проходит граница между теми, у кого есть потенциал, и теми, кто его реализует.

Мастерами метакогнитивного мышления традиционно и справедливо считаются философы (как сказано в труднопереводимом пассаже Дэниела Деннетта, «anything you can do, I can do meta»).

Каким способом можно развить свои способности «мышления о мышлении»?

- Использование форм обучения, которые подталкивают к диалогу и саморефлексии;
- Обсуждения в паре и в группах, в процессе которых студенты могли бы делиться друг с другом способами обучения и обсуждать их с учителем;
- Написание коротких текстов в жанре «потока сознания»;
- Анализ результатов тестов и экзаменов, с помощью которого можно понять индивидуальный характер допущенных ошибок и наметить пути для улучшения;
- Вопросы, направленные на рассуждение о полученном задании («Что в этом задании самое главное?», «Чем оно похоже на другие и чем от них отличается?», «Как вы собираетесь приступить к его решению?»)

Думать о мышлении очень трудно - обычно мы срываемся и начинаем рассуждать о каких-либо более конкретных вещах: отдельных мыслях, предметах и ощущениях. Но этот навык вполне поддаётся научению и тренировке.

/Источник/

Образование, Сознание, Мнение

Previous post Next post
Up