В настоящем философия с достоверностью может утверждать лишь то, что:
сознание существует, оно имеет особую, идеальную природу/сущность.
В целом в философии существует несколько подходов к проблеме сознания:
- физикализм;
- солипсизм;
- объективный идеализм;
- умеренный материализм.
Физикализм - крайне материалистический подход к проблеме сознания, согласно которому сознания как самостоятельный субстанции не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук.
Данная точка зрения основана на множестве естественно-научных достижений, и, в частности, на следующих фактах:
- головной мозг человека действительно является сложнейшим «механизмом» природы, высшим уровнем организации материи;
- сознание конкретного человека не может существовать без мозга, а мозг - биологический орган;
- человечество получило возможность создавать искусственный интеллект, носителем которого является машина (компьютер) - материальный объект;
- медикаментозное влияние на организм человека может отражаться на сознании (например, применение психотропных веществ).
Единственная проблема, на которую наталкиваются (и зачастую при этом разрушаются) логические доводы физикалистов, - это идеальность сознания:
- образы, существующие в уме человека, не имеют материальных характеристик - массы, запаха, четких размеров, формы;
- сознание может «господствовать» над образами - увеличивать, уменьшать, вызывать их, «стирать»;
- никому со стороны не удавалось «увидеть» сознание другого человека (хирург, оперирующий мозг, видит серое вещество под микроскопом - нейроны, но он не видит ни образов, ни мыслей оперируемого человека).
Тем не менее физикализм (в рамках неопозитивизма) широко распространен. Его ответвления являются:
- «теория тождества» (Д. Амстронг, Дж. Смарт) - отождествляет духовные процессы с другими телесными процессами - кровообращением, дыханием, мозговыми процессами);
- теория «элиминации» (Ф. Фейербенд) - пытается доказать то, что само понятие «дух», «духовное» - устаревшее и ненаучное, предрассудок (сродни тому, что болезни вызываются ведьмами);
- теории вульгарных материалистов (например, утверждение Фохта о том, что «мозг выделяет мысль, как печень - желчь»).
Солипсизм - другой крайний взгляд на природу сознания, согласно которому сознание индивида - единственная достоверная реальность, а материальный мир - его порождение (субъективный идеализм - Беркли, Юм, Фихте и др.).
Между физикализмом и солипсизмом (крайними направлениями) находятся):
- Объективный идеализм - признает наличие как сознания, так и материи, однако сознанию отводит первичную (творческую) роль и рассматривает его в отрыве от личности индивида как часть «мирового сознания»;
- Умеренный материализм - считает сознание особым проявлением материи, способностью высокоорганизованной материи отражать саму себя (хотя и признает за ним качество идеальности) - точка, зрения, наиболее распространенная в российской философии.
Помимо основных подходов к самой проблеме сознания существуют различные точки зрения на вопрос о происхождении сознания:
- сознание имеет космическое (либо божественное) происхождение;
- сознание присуще всем живым организмам;
- сознание - свойство исключительно человеческое.
Согласно космической (божественной) точке зрения сознание существует само по себе, независимо от его материальных носителей - живых организмов, человека. Сознание «исходит» непосредственно из космоса (другой вариант - из разума Бога), едино неделимо, цельно по своей сути. Частицы «мирового сознания» рассеяны в природе в виде сознания живых организмов и человека.
Существуют теории происхождения сознания, близкие к космической (божественной) точке зрения:
- теория монад (монадология) - первоначально выдвинута Лейбницем, развита Даниилом Андреевым, согласно которой в мире существует огромное количество неделимых и бессмертных монад - первичных духовных единиц, в которых заключена энергия Вселенной и которые являются основой сознания и порождаемой им материи;
- теория Шардена, согласно которой сознание - надчеловеческая сущность, «внутренняя сторона», «мозг» материи;
- теория Толбета, согласно которой Вселенная - гигантский разум, сознание - результат взаимодействия полей, которые образуют материю;
- теория психосферы Рейзера, согласно которой Галактика - громадный разум, который вступает в контакт с человеческим мозгом и «заряжает» его разумом;
- теория гилозоизма, согласно которой вся материя (живая, неживая, все ее проявления) имеет душу, одушевленность - свойство матери.
Основная идея другой, «биологической» точки зрения: сознание - порождение живой природы и присуще всем живым организмам.
Сторонники данной точки зрения обосновывают ее тем, что:
- жизнь животных происходит не спонтанно, а подчинена их сознанию, имеет смысл;
- инстинкты бывают не только врожденные, но и приобретенные;
- животное в течении жизни накапливает и умело использует опыт;
- многие действия, совершаемые животными (особенно высшим - кошачьими, собачьими, приматами и др.) сложны (например, охота) и требуют большой работы сознания;
- животным присущи своя «мораль», правила поведения, привычки, качества, борьба, лидерство, внушаемость и т.д.
Современная научная мысль тоже "подбирается" к понятию СОЗНАНИЯ.
Подсмотрел у
magpie73 Из-за квантовой теории и ее Копенгагенской интерпретации существует тенденция к видению, что сознание «разрушает волновую функцию», находит какую-то форму универсального Сознания в самой ткани реальности или возможно, даже за ее пределами и таким образом объясняет природу физической реальности на квантовом уровне материального бытия.
Проблема заключается в том, что не ум, не само сознание непосредственно не наблюдается.
В очень строгом смысле сознание обеспечивает гораздо более широкий контекст, чем просто индивидуальное «я», созданное разумом.
Сознание одновременно отделено от ума в смысле высшего "Я", а также "Я" связанного с разумом и мозгом.
Это также проблема, поскольку наука знакома с сознанием, только косвенно через его влияние на ум и живое тело (которое представляет собой случай разума, влияющего на его самость).
Наука отрицает свой ограниченный способ познания и понимания внешнего мира, всего что не является самосознанием, в пределах собственных чрезмерно ограниченных терминах и понятий.
В конце концов термины, концепции и методы науки просто развиваются исключительно для объяснения и понимания внешнего материала, физического мира, а не внутреннего мира разума и сознания. Другими словами, наука сама по себе даже не имеет языка или концептуальных инструментов, чтобы полностью и всесторонне описать сознание.
По-видимому сознание, по крайней мере нематериально.
Однако сознание должно быть физическим на определенном уровне реальности, поскольку оно взаимодействует с мозгом ума и материальным миром во всех наших переживаниях реальности.
Таким образом, сознание должно оказывать определенное влияние на физическую реальность не только косвенно - через разум или непосредственно через мозг.
В этой связи основная проблема заключается в том, что многие из нас не различают физическое и материальное и ошибочно принимают, что они являются синонимами.
Физическое не всегда материально.
Возьмем, к примеру, классические физические поля, такие как гравитация, электричество и магнетизм. Они сами по себе не являются материальными, хотя они действуют через материальные тела.
Они являются нематериальными, но все же физическими, даже если они взаимодействуют через материальные тела.
Этот факт, по-видимому, подразумевает, что ум и сознание сами являются полевыми эффектами.
Картинка кликабельна