Заразные ошибки

Aug 26, 2017 16:21

Оригинал взят у verbarium


Хорошая литература плохо улавливается со слуха.
Скользишь по поверхности, как пчела по банке меда.
О самом прекрасном, когда слушаешь какую-нибудь запись из классики и сравниваешь по памяти услышанное с прочитанным, можно сказать: "Потеряно при прослушивании".
То ли навязанный темп исполнителя мешает, то ли вздорные декламаторские акценты.


Но главное, видимо, в природе того или иного чувственного восприятия:
- глаз "полифоничен", полиморфен, быстрее и богаче передает импульс сознанию;
- ухо отдает в восприятии эхом и уплощает смысл.

Я уже не говорю, что звук почти всегда купирует другие чувственные ассоциации, они не успевает за звукообразом, или, скорее, поглощаются им, тогда как зрение - чтение - включает все ассоциативные потоки и развивает их.

Однако со слуха, бывает, яснее различишь фонетические неловкости, сбой дыхания и ритма.

Словом, музыке лучше молчать, а не говорить, она этого не умеет.

ПРИМЕР:



В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.

И орел не взмахивал крылами,
Звезды жались в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине.

А для низкой жизни были числа,
Как домашний, подъяремный скот,
Потому что все оттенки смысла
Умное число передает.

Патриарх седой, себе под руку
Покоривший и добро и зло,
Не решаясь обратиться к звуку,
Тростью на песке чертил число.

Но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных тревог,
И в Евангелии от Иоанна
Сказано, что Слово это - Бог.

Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества.
И, как пчелы в улье опустелом,
Дурно пахнут мертвые слова.

/Николай Гумилев | "Слово"/

[Видео под катом:]

image Click to view




Культура, Язык, Человеческий мир, Мнение

Previous post Next post
Up