В России крепостные, вне зависимости от количества и качества труда, рассматривались как «тягло» (муж и жена) и «ревизорские души», причём учитывались только мужские. Это были единицы для обложения крестьян повинностями и податями. Государственный интерес соединялся с частным. Помещики‚ активно вмешивались в брачные отношения крестьян, стараясь пораньше их женить, чтобы создать новое тягло.
Вот тут внимательный читатель поймет причины такого иррационального стремления в современном обществе по быстрее жениться и выйти замуж, даже не имея особого желания, необходимости и материальной базы для этого. Для девочек желательно до 20, для мужчин до 25. Еще жива память их предков, которая передавалась из поколения в поколение, что нужно по наказу помещика создать юридическую единицу, облагаемую податями «Тягло» как можно раньше. Вот они всеми силами как хорошие генетически выращенные рабы и стремятся в «тягло».
Женщина в русском сообществе из-за правовых и культурных ограничений не могла существовать вне семьи. Женщина прав ни на свою жизнь, ни на какую-либо собственность не имела. Все свои права она могла реализовывать исключительно через мужчину. В начале отца, потом мужа, в некоторых случаях сына. Чтобы не остаться совсем бесправными, женщины всеми способами стремились поскорее быть взятыми замуж, все равно за кого. Потому что незамужних дев участь, в до революционном обществе, ожидала печальная.
Мужчина же, как единственный обладатель прав, мог свободно выбирать в пределах своей деревни и социального статуса, любую понравившуюся девку. И предложением о браке он действительно ее и ее семью мог осчастливить, забирая ее из родительского дома.
Одной из главных задач для женщины считалось способность воспитать детей так, чтобы они были благосклонны, терпеливы, трудолюбивы и достойно могли продолжать традиции своей семьи. Ну и безропотно выполнять беспросветный труд на помещика, естественно.
Важнейшими качествами женщины считались: скромность, застенчивость, смирение, помощь, терпение, трудолюбие, бодрость и религиозность. Если девушка выходила за рамки идеалов и отличалась излишней шумностью, громко смеялась, много болтала с посторонними людьми, огрызалась и спорила, то на неё вешали клеймо «бесстыжей», после чего девушке было крайне сложно или даже невозможно выйти замуж.
Женщина исторически,не расценивалась как отдельный индивидуум, так как в традиционном российском социуме главной единицей выступала семья, а каждый человек рассматривался как частица этой семьи, которой руководит мужчина, а женщина подчиняется. Эта концепция социологами называлась холистский мир, сторонниками которого была многочисленная интеллигенция, особенно славянофилы, таким образом женщина была обязана ставить ценности семьи выше своих.
В обществе образовался морально-этический кодекс домострой, который приравнивает положение женщины фактически к нулю, что чётко прописано в одной фразе из Домостроя:
«Подобает мужьям поучать жен своих с любовью и благорассудным наказанием. Жены мужей своих спрашивают о всяком благочинии, как душу свою спасти, и Богу, и мужу угодить, и дом свой хорошо строить, и во всем мужу покоряться, а что он накажет, то с любовью и со страхом внимать и творить по сему писанию. А в гости ходить и к себе звать и связываться, с кем муж велит.»
«Домострой», главы XXIX, XXXIV, XXXVI, XXXVIII
Лишь в 1912 и 1913 годах были приняты законы о праве женщины на частную собственность и на право участие в выборах. Но естественно эти права распространялись лишь на купеческое и дворянское сословие.
До великой Октябрьской революции и прихода большевиков. Положение женщины можно было охарактеризовать как положение безропотного «мяса на прилавке», которое выбирает покупатель мужчина.
Многие заблуждаются, что с приходом к власти большевиков, положение женщины существенно изменилось в сторону равноправия на долгие годы.
Так и случилось на очень короткий исторический период, и лишь в первые годы после революции. Это было сделано для того, чтобы получить поддержу у женщин из разных слоев общества. Но, как известно, до выборов можно обещать что угодно. Жива эта традиция у нас до сих пор. К тому же, большевикам была выгодна поддержка женских феминистических движений.
Одна из наиболее приоритетных задач в построении коммунистического общества заключалась в абсолютном уравнении всех слоёв населения в их правах, в том числе и женщин, было положено начало программе по достижению свободы и равенства женщин. Постановленный декрет в 1917 году постановил, что ныне женщины и мужчины были абсолютно равны перед законами. Большевики поставили перед собой задачу по реформированию базисных семейных и общественных отношений в русском обществе, в частности семейных ценностей, и по ликвидации частной собственности, которая считались главной причиной в нынешнем попрании женщин.
После событий революции и образовании конституции РСФСР в 1918 году женщины получили наиболее широкие права, аналогов которых ещё не существовало в других передовых странах мира. Например, закон о гражданском браке позволял женщине сохранять девичью фамилию. Признавалось право на аборт, а мужчина, женившийся на женщине с детьми, должен был принять на них обязанность отцовства. Был максимально упрощён процесс развода, который мог осуществиться при послании почтовой открытки ЗагСу одним из супругов.
В основном все, кто ратует за то, что в СССР были признаны права женщины, цитируя Клару Цеткин, как раз ссылаются на вот этот коротенький после революционный период, когда обещания и «дары» можно было раздавать на право и на лево, всем желающим не думая об экономике и будущем.
Но что же произошло дальше всего через несколько лет?
Обязанность каждой женщины работать и ликвидация частной собственности сильно пошатнула традиционные семейные устои и ответственность по отношению к близким, что привело к ослаблению семейных устоев и, как следствие, резкому понижению рождаемости.
В 20-е годы в эпоху коллективизации и индустриализации женщины стали массово привлекаться к труду по развитию социальной инфраструктуры. Эти преобразования привели к тому, что к 30-м годам в среднем на женщину приходилось менее 1 ребёнка, а ситуация расценивалась как критическая.
Еще один довод в копилку того, что женщина должна выбирать из двух альтернатив, ни в коем случае их не смешивая. Работать мамой и женой, и это должно хорошо оплачиваться мужчиной или государством, если для него воспитывают новых рабов. Или просто работать, а семейные хлопоты должен возложить на свои плечи кто-то другой.
Естественно, это заставило власть пересмотреть политику семейно-брачных отношений и начать традиционалистский откат. В 1935 году контрацептивы перестали выпускать, а в 1936 году были запрещены аборты. Но как видим, не желая терять рабочую единицу для построения экономики, государство решило повысить рождаемость силовым путем.
В 1936 году был также принят закон, затрудняющий процесс развода, а в 1944 году разводы было разрешено осуществлять только через суд. Практика развода значительно усложнилась и стала встречаться отрицательно в обществе, особенно для мужчин. Свободные фактические браки приравнивались к внебрачным связям и не находили поддержки со стороны государства. Материнство расценивалось как социалистическая обязанность женщины, которая дополнялась обязанностью трудиться наравне с мужчиной, таким образом на женщину накладывалось двойное бремя, которое значительно усложняло ей жизнь, хотя этот факт умалчивался в общественных обсуждениях и не признавался. Во время войны женщины стали занимать такие должности, как начальники цехов, руководители предприятий, однако они были снова вытеснены государством после войны, которое видели в женщинах главным образом работниц и матерей.
В 1943 году было снова введено раздельное образование, с целью воспитывать девочек и мальчиков с разной ролью в обществе: мальчиков - как воинов и бойцов тыла, а девочек - как матерей и воспитательниц. Снова стал вводиться «Домострой» для регулирования советской семьи.