После посещения Бирска много думаю над развитием малых городов, общаюсь с людьми. Мне не хочется верить, что они, не выдержав конкуренции с городами-гигантами, просто исчезнут. Я уверена, что при грамотном подходе к развитию территории, базирующемся на социологических исследованиях, экономической составлющей, учитывая традиции, состав и менталитет жителей, можно развить город, сделать его комфортным для жителей и гордостью для страны и Мира.
В общем,что я решила, пусть главы городов и районов всё равно мой блог не читают, постараюсь (для себя) предельно конкретно сформулировать стратегию развития города, опираясь на теоретические наработки Дениса Визгалова.
Что должно быть для эффективного маркетинга территорий.
1) Базовая инфраструктура, да, да именно дороги. Места, где поесть, придорожные кафе, бесплатные туалеты в городе, больницы, школы, спортклубы, дискотеки.
2) Управляющая компания, которая будет заниматься всеми вопросами разработки стратегии и ее реализации на практике.
3) Основа в культуре - об этом часто забывают навязывая «образ развития территории сверху», зачастую это не находит отклик в душах людей, проживающих на территории.
4) Информационное продвижение.
Четкая ассоциация должна возникать с этим городом.
Большую часть проекта должны делать… жители, именно они должны стать носителями идеи, а вовсе не специалисты по брендингу и маркетингу территорий. А для того, чтобы это произошло, идея должна срезонировать, найти опору на что-то подсознательно глубокое, уже живущее в людях этого города: общая историческая память, легенды, мифы, городские персонажи и связанные с ними истории.
Именно здесь хорошо привлечь на помощь краеведов, музейных работников, поэтов и писателей, как носителей и основное формирующее звено культурного развития.
Но нет универсальных технологий, Визгалов и сам говорил, что в каждой территории приходится начинать все заново. Забыть весь свой опыт и «вникать в территорию», начиная с нуля.
Или вот Белорецк, когда ездили в блог-тур в "Диостан", проезжали по городу, очень красиво, горы, природа потрясающая, почему это не сделать визитной карточной и зарабатывать на этом деньги? На образе зарабатывать деньги! Ведь их впоследствии можно направить в инфраструктурное развитие.
То есть сначала создаётся образ, а потом под него начинает трансформироваться, изменяться, «подтягиваться» сама реальность.
Это же на самом деле всегда так, сначала ты что-то задумываешь, буквально видишь как это все будет в конечном, реализованном состоянии выглядеть, а потом от конечной точки, от достигнутой уже в своем сознании цели отстраиваешь этапность реализации «обратно», вплоть до сегодняшнего момента, потом еще деление и уже - перечень действий и сроков, и в итоге понятно: что, когда и с кем делать и что должно стать свидетельством успеха, количественным и качественным показателями реализации задуманного.
Итак, в данном случае, говоря, про развитие Бирска и других малых городов республики, что важно помнить, а важно помнить на КОГО направлена маркетинговая стратегия.
А групп, цитируя Визгалова, всего три: Инвесторы, Туристы, Горожане.
Туристы - для них позиционирование Башкирии как центра туризма всевозможных видов: спортивный, событийный, гастрономический военный. Мы пока Визгалов рассказывал о лохнесском чудовище как бренде решили в озере неподалеку тоже кого-нибудь забрендировать. J
А есть еще производственный туризм, он актуален там где есть производства, а вот в Бирске-то есть. Вы знаете, например, что там игрушки производятся, завод «Спектр» делает такие которые были в нашем детстве и у наших даже родителей: кубики, пирамидки разноцветные.J
А ведь можно и этот инсайт - воспоминания о детстве и их материальное воплощение, вывести в конкретные экономические плюсы через организацию именно производственного туризма. Надо опираться на то, что есть, а легендарная школа стрельба из лука, я вот о них тоже не знала, шеф сегодня вспомнил, говорит в Союзе одна из самых сильных школ была. И чемпионка Европы среди юниоров в Бирске живет, кстати.J
Мифомышление и мифотворчество, тут вам и молодильные яблоки, секрет приготовления которых знали лишь монахи и только в Бирске. Тут и купец, который фактически своим усилиями создал город, и чей памятник безымянный стоит на главной площади.J
Да много чего, мифотворчество, так вообще моя любимая тема, грамотно продуманный миф быстро подхватывается массовым сознанием и уже совсем скоро миф начинает трансформировать реальность, и способствовать ее улучшению, если изначально базируется на осмысленных и вычлененных из общего потока образах, если прописана стратегия его развития и если он находит отклик у людей… О них почему-то всегда забывают, создавая изначально неживое и неразвивающееся аморфное нечто, а надо не сверху навязывать, снизу, среди людей отбирать, и на этом базироваться. Мысль вроде ясна, и даже примитивна, а на деле, практически никогда у людей-то и не спрашивают, а им оно надо? Вот надо им «Бирское яблоко», может что-то другое? Образы какие-то может есть дороже?J
Если же все таки яблоко.
Яблоко, как я уже писала в постах, посвященных Бирску, не есть просто «яблоко» как фрукт, а есть символ. И «Бирское яблоко», на мой взгляд, это не только и не столько развитие яблочного производства, вареньев, пирогов и сидров, а смыслы, которые веками и тысячелетиями ассоциируются с «яблоком» и часть из которых, возможно, очень хорошо ложаться на менталитет и дух города. Понимаете?J
Простота, доступность, вкус, завершенность формы - это то, что в равной степени можно отнести и к яблоку и к Бирску.
Если же мы заужаем и видим развитие бренда только через развитие яблочного производства, так это изначально провально, понятно, же что нет экономических предпосылок, существующий плодопитомник, вряд ли справится, жители, не будучи в резонансе с идее не станут «евангелистами бренда». J
Все можно уместить в нескольких абзацах, кому лень читать текст выше - выжимка.
Развитие территории. Пошаговая стратегия.
1. Провести социологическое исследование.
2. На этой основе создать образ, его словестное и графическое исполнение.
3. Определить целевые аудитории - жители, инвесторы, туристы.
4. Сформировать для каждой из целевых аудиторий собственную модификацию бренда.
5. Сформировать перечень мероприятий для каждой целевой аудитории
6.. Прописать стратегию медийного освещения и информационного продвижения.
7. Начать работать, набрав команду из 7-10 профессионалов с четким разделением ответственности и знаниями и соблюдениями сроков.
Я прямо сейчас пишу и чувствую, как отреагируют чиновники, я уже однажды, будучи пиарщиком, писала, что является «критериями успешного чиновника», это максимально быстро и желательно в такой последовательности сказать: « у нас нет денег, да мы это уже итак делает, да это и не нужно никому».
В данном случае, при обозначенном выше подходе, сначала нужны вовсе не деньги, а вИдение и ИДЕЯ. Затем стратегия и детальный план, плюс команда профессионалов, а вот на них нужны деньги, но такие вложения себя оправдают. Конечно, если, в третий раз повторю, учитываются потребности жителей данной территории.
Имидж и бренд города на самом деле формируют сами городаже, то, как они выглядят, как одеты, что и как рассказывают о городе, связывают ли с ним свое будущее.
Особенно важно, мне кажется, начать эту работу сейчас, когда до большого юбилея Бирска - год. Год - это хороший срок можно успеть гораздо больше, чем если делать в последние три недели. Но для этого нужно НАЧАТЬ СЕЙЧАС..