Евгения Куцуева: «Мы должны быть как монолит».

Jun 04, 2024 02:26


Хочу поделиться с вами своим ощущением после сегодняшнего интервью в Пруфах.

Но для начала давайте погрузимся в событийный контекст. Текст длинный, но прочитать его важно.



Евгения Куцуева



В 2010 году после окончания Школы российской политики меня пригласили на работу в Администрацию Президента Башкирии.
Я работала сначала в Управлении внутренней политики, потом его переименовали в Управление общественно-политического развития, потом через 2 года госслужбы я стала начальником отдела контроля исполнения поручений Президента Башкирии. Тогда же появился проект «Власть отвечает» и целый 2013 год я работала фактически на двух работах: в Белом доме и на БСТ. Через год я прошла международный отбор на англоязычную программу «глобальная публичная политика» в РАНХиГС, мне предложили бюджетное место от России, а всего было 15 человек со всего мира.
Я помню, я размышляла над этим выбором: начальник отдела в Администрации Президента или глобальный публичный политик.. часа 3. И до сих пор помню глаза начальницы отдела кадров в Администрации Президента Башкирии и ее искреннее непонимание: «Куда же вы уходите? Ведь все так хорошо у вас! Вас ведь даже никто не выгоняет?!».

А мне было важно посмотреть на политический процесс с другого уровня.

В 2016 я впервые участвовала в выборах в Госдуму, вступив в партию, нет, не в «Единую Россию», меня много лет хотят причислить именно к ней, но я никогда не была ее членом) Я вступила в партию предпринимателей Бориса Титова «Партию Роста». В первые же три месяца мы создали в Башкортостане региональное отделение с нуля до полутора тысяч. Но мало создать, надо это все поддерживать и развивать.

А потому будучи членом «Партии Роста» в 2019 году я настаивала на том, что мы должны принимать участие в выборах, а иначе какая вообще это политическая партия.
Никто баллотироваться на пост Главы Башкортостана, тем не менее, тогда не решился, тогда я сказала: «Ну значит пойду я». Я понимала, что если пропустить этот цикл, партия в конечном итоге просто развалится, забегая вперед, именно так и произошло.
Тогда же через нарушение устава не провели конференцию, руководитель реготделения позже был отстранён, а потом и вовсе лишился должности бизнес-омбудсмена Башкирии, и это тоже было предсказуемо. Хотя лично мне очень жаль, мы с Рафаилем Вагитовичем проехали всю республику, я знаю его сильную часть, его характер, но в тот раз, увы, возобладала другая часть.

Из партии я вышла. С 2019 я не состою в политических партиях.

В 2021 я инициировала создание Штаба самовыдвиженцев на выборах в Госдуму. И мы начали собирать подписи. Я много об этом писала, и это был очень важный опыт в моем становлении как политика. Я тогда сделала три вывода: рассчитывай всегда на себя и свои деньги, все могут отказаться, а я доведу до конца, люди часто достойны именно тех правителей, которые есть, в силу нежелания или неспособности к решительным действиям.

В 2024 я внимательно следила за выборами Президента страны, собирая материал для второй книги «Политический пиар и маркетинг: эпоха транзита», первая, я напомню, называется «Политический пиар и маркетинг: практическое пособие для российского политика». У меня дома, около синтезатора, рядом с другими наградами стоит и эта «Лучшая книга года по политическому консультированию и политическим технологиям» от Российской ассоциации политических консультантов. Ценная награда для меня.

Что я увидела в 2024 году на региональном уровне? А все то же, что и было пять лет назад, в 2019 году, абсолютную декоративность политических партий. Побеседовав лично с очень большим количеством людей и представителей этих партий, я поняла, что «на них надёжа как на ёжа». И вариантов больше не осталось, только один - создавать нормальную политическую партию.

Я 13 лет руковожу Всероссийской Школой блогеров, я лично знаю несколько тысяч лидеров мнений в разных регионах, они помимо того, что активно проявляются в соцсетях в принципе активны, у кого-то бизнес, кто-то руководитель, кто-то очень профессионален в своем деле, творчестве. У нас сейчас есть некоторое искажение в массовом сознании относительно понятия «блогер», в моем же окружении это такой очень профессиональный клуб, каждый из членов которого еще и ведет соцсети.

Поэтому найти первые 23 региона, а напомню, для регистрации партии нужны реготделения, минимум, в половине субъектов Российской Федерации, труда не составило.

Плюс уже больше пяти лет я замредактора в журнале «Регионы России: национальные приоритеты» медиахолдинга «Регионы России». Еще два года назад я для своего удобства сделала «Таблицу взаимодействия с губернаторами», там все пресс-секретари, ключевые контакты. То есть в целом я понимаю ситуацию по стране, и я вижу ее со стороны экономическо-инвестиционного блока.

Я всегда как-то хотела побольше сделать для Башкирии, постоянно инициировала коммуникацию, рассказывала инвесторам о регионе, на любой площадке говорила, что «Башкортостан - самый лучший» и обязательно надо вкладывать сюда и время, и силы, и средства.
В ответ я всегда видела крайне ревностное отношение тех должностных лиц, внутри республики, которым бы, по сути, надо было первыми это поддержать, ведь это их функциональные обязанности.

Постепенно я стала меньше уделять времени региону, и только три события заставили меня сделать это вновь: невозможность дышать в Стерлитамакском районе, а я как раз приехала к родителям, концентрация газа была ужасающей, попытка уничтожить дерево около моего дома в Уфе по подложным документам и последующее варварство со стороны мэра Мавлиева и Баймак, то как поступили с людьми.

Я понимаю, что причина всего этого крайне неэффективное управление, у меня есть возможность в ежедневном режиме сравнивать ситуацию в разных регионах, и вот качество управления в Башкортостане могло бы быть гораздо, гораздо лучше, и я не понимаю почему происходит так. Я вновь пытаюсь хоть что-то сделать, хожу на эти бесконечные совещания, встречаюсь с разными людьми, говорю каждому: «Почему вы не видите развития точек напряженности, отреагируйте сейчас, решите вопросы ДО КОНФЛИКТА?» Но знаете, вся стилистика управления выражается во фразе «урвать и бежать».

А я понимаю, что можно и нужно лучше. Я стала смотреть, а кто, кто это может быть. В Пруфах увидела впервые интервью Дилары Гундоровой, ее позиционировали как «разоблачительницу Белого дома». Я послушала. Часть этих фактов была мне известна. Так же, с политтехнологической точки зрения, я прекрасно понимала, что она слишком рано начала эту кампанию и УВП успеет сделать так, чтобы ее не допустили, ведь вы помните, что в моем опыте это уже было.

Потом на разных площадках журналисты стали задавать мне вопросы уже за эфиром, знакомы ли мы. Я отвечала, что нет, лично не знакомы, но я читаю.

Меня, конечно, коробил переход на личности, помню, когда я прочитала пост про сестру, потом месяца два ничего не читала. Для меня семья - это люди, за каждого из которых я не раздумывая ни секунды отдам свою жизнь, вот это семья, все остальные друзья, знакомые, приятели, это вне семьи, и потому этот подход очень сильно диссонировал с моей ценностной базой. Но я понимаю, что все люди разные и обстоятельства личной жизни человека не должны мне мешать видеть ключевое содержание сообщений.

И вот 19 мая я заявляю о создании нормальной политической партии. Нормальная - это такая, которая не декоративная. Она выполняет функцию ради которой и создается, дает возможность людям принимать участие в политическом процессе.

Далее события развивались стремительно. Через сутки несколько каналов, аффилированных с башкирским Белым домом, создали коллаборацию))

Я в принципе за 22 года публичной деятельности привыкла к разного рода сообщениям. Как есть же такой мем «Я уже не опровергаю, мне самой интересно, что же там было дальше».
И всю неделю, что ни пост, то про меня. Думаю, странно, ведь я-то не баллотируюсь на пост Главы Башкирии в этом электоральном цикле.

Почему не баллотируюсь? Очень четко осознаю, что на данном этапе ни одна партия существующая не пойдет в открытое противостояние, а по закону выдвижение возможно только от партий, далее абсолютно заградительный муниципальный фильтр, его ни технически, ни логистически независимо не пройти, для того и создан, ну и подсчет голосов, а в этом году впервые еще и трехдневное голосование, никак не проконтролировать.

А у меня как раз так много работы плюс ежедневные созвоны с людьми из разных городов, а тут шквал всего. Я не сразу поняла, что за новая фантазия, посмотрела «документы», посмеялась выдумке авторов. Но обнаружила, что люди, среди моих читателей это читают, ну и сразу расставила все точки над «и», опубликовав официальные документы, у меня их целая подшивка. Работа такая)

Но если это можно было бы списать на то, что людям нужно просто зарабатывать деньги, а тарификация, видимо, идет по количеству постов, а про кого писать-то, а на меня трафик хороший идет, тут я понимаю.

Но когда мне прислали ссылку на видео Дилары Гундоровой обо мне, я, честно сказать, была в недоумении. Первой же мыслью была такая: «Что за карма у Башкирии: один пять с половиной лет людей обзывает, другая, претендующая на пост Главы региона, публичную коммуникацию с незнакомым лично человеком начинает с того же. Чем это заслужила моя Родина?».

Было неприятно знаете почему еще, когда ты с добром относишься к человеку, а тут видишь такое. Что самое первое я сделала? Я перечитала все посты, которые ранее мне нравились, связанные с финансовой частью и межбюджетными отношениями, я поняла, что если человек допускает опубличивание не фактов, а домыслов и интерпретаций, значит это такой подход к работе с информацией, а я-то про себя знаю. И всякие эпитеты, один из которых мне, правда, понравился в силу его образности «блондинка в органзе». Я смотрела на это и думала: «Да что ж такое? Где уровень политической дискуссии? Где уважение, прежде всего, к себе?

И опять мне стало печально, за Башкортостан печально.

Надо сказать, что накануне у меня была беседа с Рауфой Рахимовой, она спросила: «Придешь на разговор на троих?». Я сказала, что приду, я никогда не отказываюсь от диалога. И вот на следующий день появляется это.
А уж когда я узнала, что снимал Николай Бажин.. Коля, Коля, не я ли тот человек, который никогда не отказывал тебе в твоих личных финансовых просьбах? Нехорошо.

Тем не менее, данное мной слово я сдержала и сегодня на интервью пришла. Смотрю передо мной элегантная приятная женщина, умно рассуждающая, да, постоянно повторяющая, что «все будет хорошо, когда она станет главой», но такова ее уверенность и ее мнение, почему нет.

И вот о чем я подумала, скольких бы проблем и недопониманий можно было бы избежать если бы люди просто могли лично посмотреть друг другу в глаза, а не взаимодействовали с сетевым образом, которому приписывают свои страхи и наслоения.

Конечно, я сказала перед эфиром, что нужно прояснить два момента. Первый, я не обещала звонить. Когда обещаю, я звоню, я по 1000 раз звоню в день, у меня нет заносчивости сделать это первой, так эту коммуникационную ошибку мы выяснили, одной сказали одно, другой - другое. По поводу приглашения в партию я спросила: «Кто Вас приглашал в партию, которую я только еще создаю, если от меня точно не было такого приглашения?». На что Дилара Закуановна ушла от ответа, сославшись на «каких-то людей». Спросила я и про Альберта Рахматуллина, что за неуместные подколы человека, который уже очень долго в публичном политическом поле? Воспринимать мой образ можно как угодно, я не отвечаю за содержание мыслей в чужой голове, но когда есть факты, и есть их перевирание, это другое дело.

Я все таки журналист, проверка фактов - это основа моей профессии.

И вот мы все это прояснили в самом начале, не знаю, кстати, как внутренне чувствует себя человек, который на незнакомого выливает некие размышления, а потом этот же человек сидит перед ним и говорит: «Ну а теперь расскажите про меня мне лично».

Мы говорили два часа. Марат Гареев был очень профессионален, и давал пространство для высказывания каждой из нас. И знаете, что оказалось, по ключевым-то вопросам позиции совпадают, а где не совпадают, то все спокойно обсуждается. Спокойно, нормально, уважительно, как и учили нас когда-то в Академии рассчитывая, что мы станем публичными политиками на пространстве БРИКС.

Мне очень бы хотелось завершить все эти конфронтации Хабирова и жителей Башкортостана и деления «на своих» и «не своих». У нас так много внешних вызовов, мы внутри должны быть как монолит, с крепкими внутренними связями, с сильной опорой друг на друга. Я так много и так подробно расписала, чтобы вы понимали всю предысторию и то, что диалог - это очень и очень важно, и нельзя Главе региона отказываться сейчас от него.

Радий Фаритович, поговорить с тем, кто с Вами не согласен, это не слабость, это сила. И это важный поворотный момент в вашей персональной истории и как политика, и как человека. Сможете ли вы совершить этот поступок, или останетесь в амплуа бая, вокруг которого бегает кто-то с микрофоном и кто делит и людей, и СМИ на «своих» и «не своих»?

Я Вам руку протянула, я согласилась и на это интервью в эфире «Аспектов» 10 июня. Поверьте, это не страшно, я вот сегодня была, даже интересно.

В вашу пресс-службу приглашение направлю и от имени нашего медиахолдинга. Тогда еще через 5 лет я снова смогу сказать, что сделала все возможное, и даже чуть-чуть невозможного, чтобы на мой Родине все было хорошо.

Если вы осилили текст до этой фразы, вы молодцы. Все равно я писала дольше, чем вы читали, так что порадуйте меня лайками.

Previous post Next post
Up