Мне часто доводилось писать тексты для публичных людей.
Начиная, пожалуй, с самого первого места работы на ГТРК «Оренбург».
Потом был Центральный Музей Вооруженных Сил, пресс-служба Газпром Нефтехим Салавата, Администрация Президента Башкирии (когда я работала, это был именно президент), потом Торгово-промышленная палата РБ. А уж сколько текстов написано в избирательных кампаниях, а сколько тем людям, кто даже не знает, что автор этих текстов я, хорошие тексты, на огромную аудиторию:) Как говорит мой друг: «Вспомнить много, рассказать нечего».
Если спросить, чем я занимаюсь чаще всего в профессиональной деятельности, то ответом будут три глагола: читаю, думаю, пишу.
Так вот текст как и одежда тоже бывает «с чужого плеча», когда не подходит стилистика, темпоритмика, логический, метафорический и смысловой ряд.
Знаете, как я пишу тексты, если не для себя?
Сначала, я часа три слушаю как человек говорит, на самом деле все встречи только для этого, не ЧТО он говорит, а КАК. Я знакомлюсь с его ритмом дыхания, структурой фраз, типичными оборотами, когда и какие он делает паузы.
Потом ещё часа три-четыре слушаю и смотрю публичные выступления человека. На этом этапе мне важно, как он справляется с волнением, какие речевые конструкции ему не идут в силу психотипа, как человек занимается украшательством, то есть в чем основное отличие его речи при общении со мной и его публичного обращения к аудитории.
И только узнав, с кем мне предстоит работать, я перехожу, собственно, к цели выступления,структуре, тезисам, простраиванию связок между смысловыми блоками, выбору слов под ритм дыхания спикера и написанию этого одного листочка из сотен листочков исходной информации.
Этой последовательности действий меня никто не учил, я ее создала для себя в процессе работы.
Но два человека безусловно повлияли на меня в этом плане.
Это Мария Павловна Прянишникова, мой редактор в «Аргументах и фактах». В 19 лет я научилась главному - «Не жалеть текст, вычеркивать все лишнее». Мария Павловна, спасибо огромное за этот навык.
И Аббас Радикович Галлямов, ныне, что исторически крайне иронично/возмутительно/печально, иноагент, а ранее мой коллега.
Аббас Радикович - человек огромной эрудиции, он научил отличать хороший чиновничий текст от посредственного, и это все было на практике. Много раз добрым словом вспомнила за это десятилетие.
Вот забавный момент. Приехала как-то домой, лежим с мамой, смотрим телевизор, выступает Рустэм Закиевич Хамитов, а я на несколько слов опережаю каждую его фразу. Мама: «Ты писала, да?». «Ага, вот тут мой блок»:)
Как выглядят хорошие тексты и как такой создать для себя мы разберём с участниками воркшопа «Соцсети, медиа и PR для публичной личности».
Я покажу на каждом участнике, что стоит делать при написании публичных текстов и при подготовке к их прочтению, а также научимся определять как работают ваши спичрайтеры, это поможет устанавливать kpi и производить качественную оценку созданного для вас другими людьми текста.
Воркшоп с 17 по 19 марта, в Уфе.
Что ещё там будет расскажу в следующих постах.