Явленский, Алексей фон
Алексей фон Явленский
Автопортрет (1912)
Имя при рождении
Алексей Георгиевич Явленский
Дата рождения
13 (25) марта 1864 Место рождения
Торжок Дата смерти
15 марта 1941 (76 лет)
Место смерти
Висбаден Жанр
портрет Учёба
Художественная студия
Антона Ажбе (Мюнхен)
Стиль
Модернизм. Экспрессионизм
Подпись
Алексе́й Гео́ргиевич Явле́нский (Алексей фон Явленский;
нем. Alexej von Jawlensky; 13
(25) марта 1864,
Торжок -
15 марта 1941,
Висбаден) - русский художник-
экспрессионист, живший и работавший в Германии. Входил в группу художников «
Синий всадник». На протяжении 30 лет состоял в гражданском браке с
Марианной Верёвкиной.
Жизнь и творчество
Сын гусарского полковника Егора Никифоровича
Явленского (1826-1885) и его второй жены Александры Петровны Медведевой, наследницы имения
Кузлово в
Вышневолоцком уезде. Брат генерал-майора
Сергея Явленского и псковского губернатора
Дмитрия Явленского. До 10 лет воспитывался в Кузлове. С 1874 года жил с матерью в Москве, учился в кадетском корпусе. По окончании 3-го Александровского военного училища (1887) служил во 2-м Кронштадтском батальоне поручиком.
С 25-летнего возраста посещал вольнослушателем класс
Репина при
академии художеств. В 1896 г. штабс-капитан Явленский вышел в отставку, чтобы посвятить себя целиком живописи. В том же году со своей невестой
Марианной Верёвкиной переехал в
Мюнхен, где вместе с
Кандинским,
Кардовским и
Грабарём поступил в художественную студию
Антона Ажбе. В Германии стал называть себя «фон Явленский», чтобы подчеркнуть благородное происхождение.
На протяжении 18 лет квартира Явленского и Верёвкиной в доме № 23 по Гизельштрассе оставалась одним из центров русской колонии, где, помимо известных художников, бывали
Дягилев и
Нижинский,
Анна Павлова и
Элеонора Дузе. Отойдя от мюнхенского
реализма, до 1908 года находился под влиянием
ван Гога. После знакомства в 1907 году с
Матиссом и другими
фовистами развил собственный стиль цветовой гаммы, сохранённый им до начала
Первой мировой войны.
В 1894 году в имении
генерала Верёвкина («Благодать» близ
Ковно) Явленский встретил воспитанницу его владельцев - 13-летнюю Елену Незнакомову (1881-1965), которая позднее находилась в услужении у Марианны. В 1902 году провёл больше года в Прибалтике, где Незнакомова родила ему сына Андрея. Тем не менее Явленский не прерывал отношений с Верёвкиной до 1919 года.
В 1909 году он основал вместе с Кандинским,
Эрбслёхом,
Габриэль Мюнтер, Марианной Верёвкиной и другими «
Новое Мюнхенское художественное объединение», предшествовавшее «
Синему всаднику» (группе, которую создали Кандинский и
Франц Марк и к которой тесно примыкал сам Явленский). Он выставлял свои работы совместно с работами художников группы.
В 1914 году, после начала войны, Явленскому пришлось покинуть Германию и переселиться в
Швейцарию[. Здесь он начал свои «Вариации» - цикл работ, посвящённый ландшафтной тематике. После расставания с Верёвкиной переехал в 1921 году в Висбаден, где обвенчался с Незнакомовой и прожил до своей смерти.
В Висбадене Явленский познакомился с коллекционером и меценатом
Генрихом Кирхгофом, который оказывал ему материальную поддержку. По совету своего импресарио Эммы Шейер («Галка») вместе с Василием Кандинским,
Паулем Клее и
Лионелом Фейнингером основал в 1924 году объединение «
Синяя четвёрка», проводившее свои выставки в Германии и (главным образом) в
США.
С 1927 года Явленского постоянно мучил
артрит, и в 1938 году он прекратил заниматься живописью. Для последних работ (более тысячи полуабстрактных «медитаций» 1933-37 гг.) характерны нарочитая грубость широкого мазка и мрачность контрастного колорита. В 1937 году 72 его работы были конфискованы нацистами как «
дегенеративное искусство».
Алексей Явленский умер в Висбадене в разгар
Второй мировой войны и был похоронен на
городском православном кладбище. Его сын
Андрей Незнакомов (1902-1984) также был художником, после пленения советскими войсками до 1955 года находился в советских лагерях.
- Примеры произведений Явленского
-
Фабрика (1910)
-
Девочка с зелёным лицом (1910)
-
Хелен (1911)
-
Автопортрет (1912)
-
Вариация (1916)
-
Удивление (1919)