ТЁРНЕР. Трафальгарское сражение (1806)
Трафальга́рское сраже́ние (Battle of Trafalgar, bataille de Trafalgar,
исп. batalla de Trafalgar) - историческое морское сражение между
британскими и
франко-
испанскими морскими силами. Произошло
21 октября 1805 года у мыса
Трафальгар на Атлантическом побережье Испании около города
Кадис.
В этой решающей морской битве времён
Наполеоновских войн Франция и Испания потеряли двадцать два корабля, в то время как Великобритания - ни одного. Во время сражения погиб командующий английским флотом
вице-адмирал Горацио Нельсон.
Объединённым флотом Франции и Испании командовал французский адмирал
Пьер Вильнёв. Под его началом находился испанский адмирал
Федерико Гравина, руководивший испанскими силами.
Трафальгарская битва была частью
Войны третьей коалиции и главным морским противостоянием
XIX века.
[1] Победа Великобритании подтвердила морское превосходство страны, установленное в
XVIII веке. После поражения
Наполеон оставил свой план нападения на южную часть
Англии и сосредоточился на войне против двух других главных сил Европы:
Австрии и
России.
Предпосылки
После того, как в мае 1803 года после непродолжительного
Амьенского мира, Великобритания и Франция снова оказались
в состоянии войны друг с другом, Наполеон принял решение устроить вторжение в Великобританию.
В 1805 году главной наземной силой Европы была армия
Первой французской империи под командованием Наполеона; на море такой силой был
королевский военно-морской флот Великобритании. В ходе войны Великобритания ввела морскую
блокаду Франции, что повлияло на торговлю и не позволило Франции мобилизовать все её морские силы. Несмотря на несколько удачных прорывов блокады, французским кораблям не удалось окончательно пресечь действия британского флота, который мог в одинаковой степени атаковать их как на своей территории, так и вне её.
Основная часть французского
флота находилась в
Бресте (в
Бретани) и в
Тулоне на побережье
Средиземного моря. Также существовали и менее крупные эскадры, которые размещались в портах на Атлантическом побережье Франции.
5 октября
1804 года четыре испанских
фрегата, везшие значительные суммы денег, были остановлены перед
Кадисом британскими кораблями. Через 9 минут после начала сражения испанский фрегат «Мерседес» взорвался, а остальные три сдались. Испания ответила объявлением войны Великобритании и, таким образом, вступила в союз с Францией. В связи с этим на стороне Франции был испанский флот, базирующийся в Кадисе и
Ферроле.
Великобритания обладала хорошо обученным и опытным морским офицерским корпусом, в то время как лучшие офицеры французского флота были либо казнены, либо отстранены от службы ещё в начале
Великой французской революции. Самым надёжным человеком, которому можно было доверить командование Средиземноморским флотом Наполеона, был
Пьер-Шарль Вильнёв.
Карибский поход Вильнёва. Март - октябрь 1805 года.
Наполеон в
Булонском лагере готовил мощнейший десант, который
должен был высадиться на Британских островах. По его приказу спешно готовились баржи, которые должны были перевезти десант через
Ла-Манш. Было запланировано две волны десанта. Первая: 1700 барж должны были перевезти 113 тыс. человек и 5600 лошадей. Вторая: ещё 590 барж вмещали 48 тыс. солдат и 3400 лошадей
[2]. Плавсредства были подготовлены. Однако они не могли выйти в
Ла-Манш, поскольку были совершенно беззащитны перед британскими линейными кораблями.
Поэтому в марте 1805 г. Наполеон поставил перед Вильнёвом задачу отвлечь Королевский флот мнимым походом в район
Карибского моря. Поход состоялся, однако целей не достиг: британский флот, разгадав замыслы Наполеона, продолжал сторожить Ла-Манш. Более того, на обратном пути корабли Вильнёва были перехвачены у
мыса Финистерре. Испанцы потеряли два корабля, французы в бой не вступали.
20 августа французская эскадра пришла в испанский порт
Кадис, где её заблокировали британские корабли. 17 сентября 1805 года Наполеон послал Вильнёву приказ со всем союзным флотом сняться с якоря, идти к
Картахене, чтобы там соединиться с испанским контр-адмиралом Сальседо, а оттуда к
Неаполю, чтобы высадить там войска, находящиеся при его эскадре, в подкрепление генералу
Сен-Сиру, который должен был с севера вторгнуться в
Неаполитанское королевство.
Ход сражения
Маневры перед боем
Объединенная французско-испанская эскадра, несмотря на возражения испанского командующего
Антонио де Эсканьо, вышла из
Кадиса 19 октября, двинувшись на юг, к
Гибралтару. Вильнёв держал свой флаг на Бюсанторе (
фр. Bucentaure). Вопреки советам своих адмиралов, Вильнёв, придерживаясь старой
линейной тактики, выстроил свой флот в одну линию.
Рано утром в 5:30, 21 октября, сигнальщики увидели на западе приближающуюся английскую эскадру. Флот союзников был в 10-12 милях от мыса Трафальгар. Некоторое время Вильнёв колебался - принять ли бой или вернуться. Примерно в восемь утра Вильнев приказал своим кораблям сделать «
Поворот фордевинд, все вдруг, курс
норд, в обратном порядке», и двигаться назад, в Кадис. Это означало, что авангард становился арьергардом. К 10:00 поворот был завершен. Такой манёвр перед началом боя расстроил боевой порядок, в строю кораблей союзников появились опасные разрывы дистанции, а некоторые корабли, чтобы не столкнуться с соседом, вынуждены были увалиться и «выпасть» из строя.
Трафальгарская битва. Диспозиция.
В этот день дул слабый западный ветер, иногда заходящий на
румб к северу. Приближался шторм, сильно качало. При таком волнении корабельная артиллерия не может эффективно вести стрельбу на больших дистанциях.
Нельсон учёл все эти обстоятельства: слабый ветер, мертвую зыбь, своё преимущество в ветре - и решил отказаться от классической линейной тактики, где исход боя решает число кораблей, участвующих в битве, а также количество и калибр бортовой артиллерии. Ветер благоприятствовал Нельсону: он шел в полный
бакштаг, приказав поставить, для увеличения скорости, дополнительные
лиселя.
Нельсон построил свои корабли в две колонны (в англоязычной литературе часто можно встретить термин «дивизион»). Флаг адмирала был поднят на
Victory . Этот корабль шел головным в левом (наветренном) дивизионе. Правый (подветренный) дивизион вел контр-адмирал
Катберт Коллингвуд на
Royal Sovereign .
К моменту боестолкновения Вильнёв шел курсом практически на
норд, левым
галсом, в полный
бейдевинд. После поворота строй его кораблей не успел выстроиться в идеальный
кильватерный строй, когда следом идущий корабль защищает корму впереди идущего. Строй союзников представлял собой полумесяц, выгнутый вправо, в сторону материка. Вильнёв был сильно ограничен в маневре - ветер давал ему единственную возможность: увалиться в
фордевинд, тем самым сломав строй (и подставив корму под артиллерию Нельсона). При этом у него под ветром был близкий берег материка.
Начало сражения
Трафальгарская битва. Вид с марса головного корабля союзников, по состоянию на 13:00. Англичане двумя колоннами атакуют с запада (справа).
Вскоре после 11:00 раздался первый залп Трафальгарской битвы.
St.Anne открыла огонь по опередившему всех Royal Sovereign. Вслед за этим открыли огонь другие корабли союзников. Сближавшийся под прямым углом Нельсон на некоторое время оказался в зоне действия дальнобойной бортовой артиллерии Вильнёва, сам лишившись возможности вести артиллерийскую дуэль.
Первым около 12:30, строй противников прорезал более быстроходный Royal Sovereign. Он вклинился между испанским St.Anne и французским Fougueux. Остальные корабли его дивизиона отстали, и первые 20 минут он вел бой в одиночку.
Отстав от него на 45 минут, Victory, во главе наветренного дивизиона, прорвал колонну противника между самым большим кораблем испанцев
Santisima Trinidad и флагманом союзников Bucentaure.
Нельсон в полной форме, при всех регалиях, находился на шканцах Victory, рядом с его капитаном,
Томасом Харди. Адмирал не обращал внимания на уговоры спуститься вниз. Он заявил, что один вид адмирала на мостике флагмана должен вдохновлять всех моряков английской эскадры.
Канониры на британских кораблях значительно превосходили выучкой артиллеристов союзников: в среднем на каждый залп французов и испанцев следовало три залпа англичан (французские историки приводят соотношение темпа стрельбы 7/4). Англичане, прорезая строй Вильнева, вели огонь с обоих бортов. Главной целью были пушечные порты неприятеля - таким образом, в первую очередь выводилась из строя тяжелая артиллерия.
Из-за слабого ветра английские корабли вступали в бой с большими временными промежутками. Союзников подвела нерешительность и низкая сплоченность. Авангард союзников (командующий - адмирал
Пьер Дюмануар на флагмане авангарда Formidable) оторвался от центральной группировки, и, не обращая внимания на сигналы Вильнёва, продолжал идти на Кадис. Он увел с собой девять кораблей: (Neptuno, Scipion, Intrepide, Raio, Formidable, Montblane, San Francisco de Asis, Duguay Trown) и один примкнувший к авангарду корабль из центральной группы - Heros.
Близкий бой
Трафальгарская битва. Сражение близится к завершению, время около 17:00. Корабли сражаются друг с другом.
Флагман англичан, Victory, обогнув Bucentaure, повернул вправо. Такой манёвр ему пришлось сделать, поскольку его слева стал обходить хорошо разогнавшийся Temeraire, до этого следовавший за кормой флагмана. Temeraire вступил в бой с флагманом союзников, а Victory свалился в
абордажный бой с Redoutable, следовавшим в кильватере Bucentaure . Во время такого боя корабли обычно сцепляются снастями, и разъединить их очень трудно. Артиллерия молчит - всем матросам раздают
абордажное оружие и отправляют на верхнюю палубу. Весь бой сводится к рукопашной схватке и перестрелке из стрелкового оружия.
Стрелок на марсе Redoutable разглядел Нельсона на палубе Victory и выстрелил в него из мушкета. Пуля прошла через эполет, пробила плечо и застряла в позвоночнике. Унесённый в лазарет Нельсон был ещё жив и требовал отчёта об идущем бое.
Вскоре после 14 часов Bucentaure спустил флаг, и Вильнёв сдался в плен. К этому моменту времени уже 12 (или больше) кораблей французов и испанцев не могли продолжать бой или были захвачены. Капитан Victory, Томас Харди, на вопрос умирающего Нельсона ответил: «Милорд, этот день за вами».
Однако бой только разгорался. Строй кораблей с обеих сторон был безнадежно сломан, и каждый капитан выбирал себе цель сам. К 16 часам море было вперемешку покрыто французскими, английскими и испанскими кораблями, которые сражались друг с другом.
Наиболее ожесточенные поединки разгорелись в арьергарде союзников, которым командовал
Федерико Гравина на Prince des Astorias. Его кораблю пришлось сражаться против английских Defiance и Revenge. Сам адмирал Гравина проявил в бою исключительное мужество, получив множество ран, от которых впоследствии скончался.
Завершение битвы 21 октября
Адмирал Коллингвуд, во главе прорвавшихся сквозь строй неприятеля кораблей, устремился вслед за двигающимися к Кадису кораблями авангарда союзников. Это была его тактическая ошибка: арьергард союзников был к тому времени обездвижен и не мог маневрировать, представляя более легкую цель. Воспользовавшись этим обстоятельством, адмирал Федерико Гравина на Prince des Asturias поднял сигнал «Следовать за мной». За ним последовали корабли: San Justo, San Leandro, Montanes, Indomptable, Neptuno, Argonaute. Эти корабли получили тяжелейшие повреждения как в оснастке, так и в живой силе. Манёвр адмирала Гравины позволил спасти эти корабли от английского плена.
Командир авангарда союзников, адмирал Дюмануар на Formidable, видя преследование Коллингвуда, наконец, сделал поворот оверштаг. Он приказал всем своим кораблям следовать курсом на запад-юго-запад. Этот курс пролегал значительно мористее общего места битвы. Однако Intrepide (капитан первого ранга Энфэрнэ) не подчинился приказу командующего авангардом и довернул влево, устремляясь в самую гущу битвы. За ним устремились почти все корабли, до этого следовавшие за головным кораблем. Завязалась новая фаза сражения, когда в бой вступили свежие силы союзников против потрёпанных кораблей левого дивизиона англичан. Однако четыре французских корабля: Formidable, Duguay Trown, Montblane и Scipion прошли мимо схватки.
В 16:30 Нельсон скончался. Бой продолжался до 17:30. К ночи разразился шторм.
Штормовой день 22 октября
Весь день 22 октября буйствовал шторм, который потопил множество кораблей, еле державшихся на плаву, или выкинул их корпуса на берег. Например, англичане потеряли захваченные Сантисима Тринидад и Bagama, которые пошли на дно во время буксировки. Monarca разбился о скалы испанского побережья.
Экипажи боролись за плавучесть своих кораблей, спешно латая пробоины, откачивая из трюмов воду, сращивая перебитый такелаж, заменяя рангоут. В этот день было не до обрядов, поэтому тела убитых попросту сбрасывали в море.
Возобновление битвы 23 октября
Адмирал Гравина, наскоро подремонтировав за предыдущий день уведенные им корабли, снова вышел в море. Он предпринял попытку отбить у англичан захваченные ими корабли, а также спасти экипажи тех кораблей, которые еле держались на плаву. Гравина перенес свой вымпел на Montanes. За ним шли San Justo, San Francisco de Asis и Tronador (стопушечный корабль, который не участвовал в основном сражении 21 октября), а также несколько легких фрегатов и куттеров.
Увидев приближающиеся корабли под испанским флагом, экипаж St.Anne (капитан первого ранга дон
Игнасио М. де Алава) взбунтовался, перебил английскую призовую команду и заменил английский флаг испанским. Для подавления бунта к нему устремились два английских корабля. St.Anne открыла по ним огонь и мужественно сражалась, пока к ней не подоспел Гравина.
St.Anne к этому времени не могла передвигаться самостоятельно, потеряв весь рангоут, кроме
фок-мачты. Поэтому ей с легкого фрегата Femida завели буксир и повели в Кадис.
Однако к вечеру шторм разыгрался с новой силой. Потерпели крушение San Francisco de Asis и Tronador. Тем не менее, St.Anne успешно добралась до Кадиса.
Итоги Трафальгарской битвы
Союзники потеряли 18 кораблей (один потоплен, остальные захвачены) и около 15 тысяч человек убитыми, ранеными и сдавшимися в плен. Англичане захватили или потопили почти весь союзный флот, не потеряв ни одного корабля. Потери убитыми и ранеными составили у них около 2 тысяч человек. Многие английские корабли были повреждены, например флагманский Victory пришлось ремонтировать в Гибралтаре, прежде чем он смог дойти до Англии (и доставить туда тело Нельсона).
Однако стратегические итоги этой битвы были гораздо значительней. Франция и Испания навсегда утратили морское могущество. Наполеон отказался от своих планов высадки войск в Англии и вторжения в Неаполитанское королевство. Великобритания окончательно приобрела статус хозяйки морей.
Сигнал, поднятый Нельсоном
По легенде, перед началом Трафальгарского сражения вице-адмирал Горацио Нельсон поднял на своём флагманском корабле
Victory флажной сигнал «
Англия ожидает, что каждый исполнит свой долг» (England expects that every man will do his duty). Хотя после окончания сражения в формулировке сигнала была неопределённость, значение победы и смерть Нельсона привели к тому, что фраза запечатлелась в сознании английского народа, часто цитировалась и перефразировалась.
«Адмиральский ром»
После боя Victory был поврежден, его отбуксировали для ремонта в Гибралтар. Тело адмирала Нельсона пришлось поместить в бочку с ромом. Существует расхожая легенда, что матросы проковыряли в бочке дырочку, через которую выцедили весь ром. Учитывая почтение и величайшую любовь, которым пользовался на флоте Нельсон, такая легенда представляется сомнительной. Однако, с той поры в английском флоте выдаваемый на кораблях ром моряки называли «адмиральской кровью» или «кровью Нельсона».
Интересные факты
В день 204-летия битвы, 21 октября 2009 года, на аукционе в Лондоне был продан последний из сохранившихся флагов с английского корабляяяяя, участвовавшего в сражении (HMS Sparite). При начальной заявленной цене в 14 000 фунтов стерлингов флаг был продан 384.
Гора́цио Не́льсон ( Horatio Nelson; 29 сентября 1758,
Бёрнем-Торп, графство
Норфолк - 21 октября 1805, мыс
Трафальгар,
Испания) - командующий британским флотом,
вице-адмирал (1 января 1801), барон Нильский (1798),
виконт (1801).