Алекса́ндр Они́симович (Анисимович) Абле́симов (27 августа (
7 сентября)
1742-
1783) - русский
драматург-
сатирик, автор знаменитой в своё время музыкальной комедии «
Мельник - колдун, обманщик и сват».
Биография
Из мелкопоместных дворян, из небогатых помещиков
Галичского уезда Костромской губернии. Образование получил самое ограниченное и ещё в детском возрасте, в 1751 году, записан был на
военную службу.
В 1758 году начал действительную военную службу
солдатом в
артиллерии на
Семилетней войне.
В 1759 году был произведён в
подпрапорщики; с 1760 по 1762 год в
звании сержанта был в походах до
Бреславля,
Глогау и
Франкфурта-на-Одере, а также по
Висле.
В 1765 году состоял
фурмейстером, в 1766 году уволен с
чином прапорщик.
Только благодаря тому, что попал он на службу в
лейб-кампанскую канцелярию и переписывал набело служившему там
А. П. Сумарокову стихи его, в Аблесимове пробудились природные способности к литературному творчеству.
Из этой канцелярии Аблесимов перевёлся в комиссию для составления
уложения о наказаниях, затем поступил на военную службу, был
адъютантом генерал-майора А. Н. Сухотина, сопровождал его в походе в
Грузию,
Имеретию и
Мингрелию, участвовал в
блокаде турецкой крепости
Поти.
В 1772 году возвратился в Россию и затем, дослужившись до
капитанского чина, перешёл
экзекутором в московскую
управу благочиния.
В этой должности Александр Онисимович и умер в
Москве в начале 1783 года в крайней бедности.
По словам актёра и издателя
И. Зауервейда в Russische Theatralien (1784), эта бедность объясняется тем, что жалованье и довольно значительный
гонорар за свои пьесы Аблесимов использовал исключительно на воспитание единственной дочери.
Литературная деятельность
Литературную деятельность начал с
1759 в «
Трудолюбивой пчеле»
А. П. Сумарокова элегией «Сокрылися мои дражайшия утехи» и шуточным стихотворением «Подьячий здесь зарыт». Затем Аблесимов напечатал сборник стихотворных басен под заглавием «Сказки» (Санкт-Петербург,
1769), а в
новиковском «
Трутне»
1769-
1770 г. поместил ряд сатирических стихотворений и статеек, частью без подписи, частью под псевдонимом Азазеза Азазезова. В этих своих произведениях Аблесимов по преимуществу подражает сатирам и басням
Сумарокова; круг обличения его не обширен: подьячие, моты, хвастуны, щёголи; язык местами не лишён выразительности, но в общем страдает некоторой растянутостью.
20 января
1779 года впервые поставлена была знаменитая комическая
опера Аблесимова «
Мельник - колдун, обманщик и сват» (Москва 1782, 1817, 1886; Санкт-Петербург, 1831 и чаще) с музыкой
М. М. Соколовского, составленной из русских песен. Сюжет оперетки взят прямо из народной жизни и был первым в этом роде воспроизведением русского быта. Это одна из тех «народных» опер
XVIII века, которые принадлежат к числу первых попыток влить струю народности в русскую литературу и театр, заполонённые немецко-французским псевдоклассицизмом.
Аблесимов не был в этом деле инициатором. Есть известие, что ещё в 1740-х годах поставлена была «комедия на музыке»
Колычева, взятая автором «из древних русских сказок», а при
Елизавете в Головинском «вольном театре» дана была комическая опера «в русских нравах» «Танюша, или Счастливая встреча», текст которой был написан
Дмитревским, а музыка
Ф. Г. Волковым. Затем появились такие же оперы Михайлы Попова «Анюта» (впервые поставлена в 1772 с музыкой
Е. И. Фомина),
Михаила Матинского «Перерождение» (1777). Но из всех опер, «Мельнику» предшествовавших и за ним последовавших («Сбитеньщик» Княжнина), опера Аблесимова имела наибольший успех, который она сохранила и в первой половине
XIX века.
Другие сочинения Аблесимова: «Счастье по жребию» (М., 1780), оперетка «Странники» (М., 1780), драматический диалог на открытие нового Петровского театра в Москве. Не напечатаны и утеряны комедии «Подьяческая пирушка» и «Поход с непременных квартир».
В
1781 г. Аблесимов анонимно издавал в Москве сатирический журнал: «Раскащик забавных басен, служащих к чтению, в скучное время; или когда кому делать нечево», который далеко уступал Новиковским изданиям и успеха не имел.
Собрание сочинений Аблесимова издал
Смирдин (Санкт-Петербург, 1849).
Преодолев влияние Сумарокова, Аблесимов отказывается от «высокого штиля» и один из первых в России выдвигает элементы реализма и народности (впервые изображается крестьянская среда).