Вихревые дорожки фон Кармана: фото из космоса
В 1912 году физик Теодор фон Карман впервые описал процесс образования длинных цепочек облачных вихрей в небе, получивших название «дорожки фон Кармана». Они возникают, когда ветры обтекают притупленную выступающую область, часто остров, возвышающийся в океане. Переменное направление вращения в воздухе образует завитки в облаках.
Спутники регулярно фиксируют эти ветровые и облачные узоры по всему миру. 24 мая сканирующий радиометр VIRS на спутнике Suomi NPP получил изображение таких вихрей с подветренной стороны вулканического острова Гуадалупе, восходящего из Тихого океана у побережья Нижней Калифорнии, Мексика.
© NASA
По словам Карлоса Торреса из Автономного университета Нижней Калифорнии, вихревой узор зависит от интенсивности ветра. Вихри управляются преобладающими ветрами, которые могут сезонно изменяться и вызывать различия в их направлении и структуре.
На втором изображении показано то же явление с подветренной стороны Тристана-да-Кунья - удаленного вулканического архипелага в Южной Атлантике. Снимок был сделан 25 июня оперативным картографом OLI на спутнике Landsat 8. В отличие от первого изображения, здесь использован ложный спектр, чтобы лучше различать области земли, воды и облаков.
Отсюда:
https://www.gismeteo.ru/news/sobytiya/24698-vihrevye-dorozhki-fon-karmana-foto-iz-kosmosa/ Теодор фон Ка́рман (
нем. Theodore von Kármán,
венг. Kármán Tódor;
11 мая 1881 года,
Будапешт -
6 мая 1963 года,
Ахен) -
американский инженер и физик
венгерского происхождения, специалист в области воздухоплавания.
Карман родился в
еврейской семье, одним из его предков был
раввин Иегуда Ли́ва бен Бецалель.
Окончил в
1902 году Королевский технический университет в Будапеште. В 1902 году переехал в Германию, где в Гёттингенском университете в
1908 году защитил докторскую диссертацию под руководством
Людвига Прандтля. Работал в Университете последующие четыре года. В
1912-
1930 гг. возглавлял Институт воздухоплавания при Аахенском университете, работая, в частности, над ранними моделями
вертолёта. Проходил службу в австро-венгерской армии в 1915-1918 годах.
После Первой мировой войны в 1918 году вернулся в Венгрию, надеясь поучаствовать в модернизации системы научного образования в стране. Во время
Венгерской Советской Республики 1919 года был назначен заместителем народного комиссара просвещения. После падения ВСР на её функционеров обрушились гонения, и Венгерское аэрообщество исключило Кармана из своих рядов в 1920 году, после чего он вновь отправился в Аахен.
В
1930 году принял приглашение
Калифорнийского технологического института и стал директором его лаборатории воздухоплавания. В
1936 году он стоял у истоков компании
Аэроджет (Aerojet), производившей ракетные двигатели. Начиная с середины 1940-х гг., занимался преимущественно проблемами астронавтики, принял участие в создании ряда исследовательских сообществ.
По его инициативе в
1960 году основана
Международная академия астронавтики - организация, объединяющая ведущих ученых и инженеров работающих в области космических исследований и
Фон Кармановский институт гидродинамики в
Синт-Генезиус-Роде (Бельгия) в
1956 году.
В
1912 году Карман провёл теоретический анализ
несжимаемой жидкости, обтекающей протяжённую
ось, перпендикулярную направлению движения сплошной среды. Получающиеся при этом цепочки вихрей названы
дорожкой Кармана в его честь.
Основные труды Кармана связаны с
аэродинамическими проблемами авиации и космонавтики. Им была рассчитана, а затем его именем названа
линия Кармана - принятая
Международной авиационной федерацией условная граница между земной атмосферой и космическим пространством.
Исследование Кармана о двигателях самолетов будущего, сделанное в
1944 году, считается классическим в области технологического прогнозирования. Особенность прогнозов фон Кармана состояла в том, что он не пытался предсказывать характер отдельных устройств, но изучал основные перспективные и ограничительные факторы, функциональные возможности и ключевые параметры систем, сосредоточивал внимание на оценке альтернативных комбинаций предполагаемых достижении науки и техники и старался вмещать свои прогнозы в чёткие 15-20-летние временные рамки.
Карман, как и его учитель -
Людвиг Прандтль, работал во многих областях механики жидкости и считается одним из отцов аэродинамики.
В июне 1944 года перенес операцию в связи с раком кишечника в одной из клиник Нью-Йорка. Умер во время поездки в Ахен (Германия) в 1963 году. Похоронен в Пасадене, Калифорния.
Никогда не был женат.