ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО
23 (11) декабря 1858 г., Озгурети (Грузия) - 25 апреля 1943 г., Москва
Владимир Иванович Немирович-Данченко прожил с 1938 по 1943 год в доме 5/7 на улице, носящей его имя (теперь опять Глинищевский переулок), последние пять лет своей жизни. В 1944 году в его квартире открылся музей. Это угловой дом: угол Глинищевского переулка и Большой Дмитровки. Если со стороны Б. Дмитровки свернуть в этот переулок, то оказываешься около дома, увешенного досками. В основном - махатовцы, там же Сергей Образцов. Через пару шагов сворачиваешь под арку, входишь в подъезд, садишься в лифт, поднимаешься и звонишь в дверь. Там тоскующая по посетителям хранительница просит надеть фетровые тапочки и начинает водить по нескольким комнатам.
Все комнаты сохранили в неприкосновенности тот облик, который имели при жизни хозяина. В музее нет ни одной неподлинной вещи. Каждой из них - будь то книги, письменные принадлежности, пианино или телефон - касалась рука Владимира Ивановича. Самая уютная комната - кабинет. В ней Немирович-Данченко встречался с художниками и композиторами, режиссерами и драматургами, иногда проводил репетиции.
Левую сторону кабинета занимает книжный шкаф с портретами писателей, выполненный по проекту хозяина. В шкафу стоят книги повестей, рассказов и пьес Владимира Ивановича, книги с пометками и дарственными надписями от авторов. Со многими из них его связывали творческое общение и дружба.
В кабинете стоит массивный письменный стол. На нем блокноты, карандаши, пенсне, "Правила внутреннего распорядка Музыкального театра".
На стенах кабинета и спальни развешаны фотографии с дарственными надписями. Особое место занимает уголок памяти Екатерины Николаевны - жены Владимира Ивановича.
В столовой на обеденном столе стоит музыкальная шкатулка в виде клетки с Синей птицей - подарок Сергея Владимировича Образцова к 40-летию Художественного театра. На клетке дощечка с надписью: "Синюю птицу согласно Вашей просьбе сдаю по принадлежности. "Кот в сапогах". Государственный театр кукол. 27.10.1938 г."
Квартира невелика по размерам, но она выражает индивидуальность хозяина, которого не очень волновали вопросы быта.
Глинищевский пер., 5/7
Вот мы и внутри квартиры:
Гостиная
Столовая: на столе музыкальная шкатулка с Синей птицей
Книжный шкаф
Пианино
Письменный стол (Здесь экскурсовод открывает полочки, показывает всякие мелочи. В частности, я когда-то слышала от мамы, что у бабушки существовала специальная пластиночка - полировать ногти. Представит ь себе невозможно. А тут - пожалуйста, в форме узкой линзы, обтянута каким-то бархатцкм. Позади кресла этажерка, на ней среди всего альбом, сделанный художником театра В. А. Симовым в подарок с подписями всех-всех. Экскурсоводша пихала мне его в руки, посмотрите, мол. Но я такие музейные вещи как-то не решаюсь трогать).
Спальня
Несколько слов в дополнение. Отец Владимира Ивановича, украинец (можно разыскать фото, такой щирый украинец), был владельцем имения в Черниговской губернии. Был офицером, подполковником, служил на Кавказе. Город Озгурети(ы) находится близ Поти, Впоследствии в связи с необходимостью дать сыновьям приличное образование семья переехала в Тифлис. Мать - армянка, урожденная Ягубова. Брат Владимира Ивановича, Василий Иванович (1848 - 1936 гг.) - журналист, писатель, эмигрант.
ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ был женат на Екатерине Николаевне Бантыш, урожденной КОРФ. Это был ее второй брак. В семье барона Корфа были еще две дочери. Мария Николаевна была второй женой Александра Ивановича Сумбатова-Южина, Лидия Николаевна - женой Александра Павловича Ленского, сама она писала пьесы и занималась переводами пьес.
Сын - ГЕОРГИЙ Владимирович (1889 - 1936). Юрист, журналист, беоэмигрант.
Сын - МИХАИЛ Владимирович (1894 - 1962). Окончил Московскую консерваторию по классу скрипки, впоследствии тоже связал свою судьбу с МХТ, был артистом Музыкальной студии при нем. Во время американских гастролей МХАТа успел сняться в нескольких фильмах в Голливуде.
Внук ВЛАДИМИРА ИВАНОВИЧА - ВАСИЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ (р. 1940), в настоящее время Зав. музыкальной частью МХТ им. Чехова. О нем можно узнать поподробнее. В частности:
Василий Михайлович Немирович-Данченко (род. 20 июля 1940, Москва) - российский композитор и театральный деятель. Заслуженный артист РСФСР (1990), Заслуженный деятель искусств РФ (2006).
Его мать - Зоя Александровна Смирнова-Немирович была оперной певицей, пела в Камерном театре, в театре Оперетты, позже стала одной из ведущих певиц Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко; в 1943 году снялась в главной роли в фильме-оперетте «Сильва».
Василий Немирович-Данченко (чтоб не запутаться, это мы уже говорим о внуке основателя МХАТа) в 1964 году окончил Московскую консерваторию по классу фортепиано; учился у Александра Гольденвейзера, а после его смерти (в 1961 году) - у Льва Оборина. В 1966 году был приглашён во МХАТ в качестве концертмейстера; заведующий музыкальной частью театра П. М. Славинский предложил молодому музыканту попробовать себя в качестве дирижёра. В конце концов он стал главным дирижёром театра.
Одновременно Немирович-Данченко-внук писал музыку ко многим спектаклям МХАТа, в том числе к знаменитому «Иванову» Олега Ефремова; ему же принадлежит музыкальное оформление ефремовской «Чайки» (1980).
После раздела МХАТа в 1987 году Немирович-Данченко-внук остался с Олегом Ефремовым в театре, получившем название МХТ им. А. П. Чехова, где уже на протяжении многих лет является заведующим музыкальной частью. Это его квартира находится за стенкой спальни основателя МХАТа.
В 1993 году Василий Немирович-Данченко впервые вышел на сцену, сыграв главную роль в спектакле-концерте «Семь жизней Немировича-Данченко», посвящённом его деду. В настоящее время на Малой сцене МХТ им. Чехова играет Па (отца Катуриана) в спектакле «Человек-подушка», поставленном Кириллом Серебренниковым.
Возвращаемся на поколение назад, к сыну Владимира Ивановича, белоэмигранту ГЕОРГИЮ.
Его мать - Екатерина Николаевна (1858-1938), урожденная баронесса КОРФ.
Дед по материнской линии - барон Николай Александрович Корф (1834-1883), общественный и земский деятель.
Окончил Училище правоведения (1910), был первым студентом в классе. Служил по Министерству юстиции и Комитету по земельным делам. В 1912-1915 гг. - чиновник Государственной канцелярии.
Надворный советник (1914), с 1916 - чиновник особых поручений VI класса Отдела военного времени Министерства земледелия.
ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА
В годы Гражданской войны был начальником части печати Генштаба, сотрудничал в Осваге.
В июне-сентябре 1920 г. - начальник отдела печати Гражданского управления ] ошибочно указывают, что Немирович заведовал печатью у гетмана Скоропадского. Был снят с должности в сентябре того же года из-за конфликта с главнокомандующим бароном Врангелем и министром иностранных дел правительства Петром Струве, и заменен Георгием Вернадским. Свою роль здесь сыграли и ультраправые взгляды Немировича-Данченко, и разрешенный им выпуск антисемитских газет. Сам Немирович считал, что это произошло в результате давления еврейского населения Крыма.
31 октября (12 ноября) 1920 г. эвакуировался из Севастополя на транспорте «Рион» вместе с частями армии Врангеля и гражданским населением на остров Халки, откуда переехал в Германию.
ЭМИГРАЦИЯ
ГЕРМАНИЯ
Поселившись в Мюнхене (по адресу Schellingstrasse, 37/11), Немирович-Данченко начал сотрудничать в немецкой и эмигрантской монархической прессе.
Участник Первого монархического съезда (Бад-Райхенхалль, май-июнь 1921 г.).
В это же время он быстро сошелся с правыми кругами русской эмиграции, в это время тесно сотрудничавшими с зарождавшимся нацистским движением, в частности, организацией «Возрождение» («Aufbau») под руководством Макса Эрвина фон Шойбнер-Рихтера. С последним Немирович-Данченко, очевидно, познакомился еще в Крыму, когда Шойбнер-Рихтер прибыл туда в июне 1920 г. в составе немецкой делегации к генералу Врангелю.
«Возрождение» ставило перед собой обширные планы, в том числе организацию ряда походов и освободительных движений против Советской России. В тесной связи с организацией находился великий князь Кирилл, впоследствии провозгласивший себя Императором Всероссийским. Вокруг него и его жены, великой княгини Виктории Фёдоровны сложился «кобургский кружок» (по названию баварского города, в котором располагалась их резиденция), к которому прибился ряд представителей правой русской эмиграции, в том числе Немирович-Данченко, участвовавший в пропагандистских компаниях против «левого уклона» в НСДАП (в Фелькишер Беобахтер выходили его статьи, направленные, например, против братьев Штрассеров).
После гибели Шойбнера-Рихтера во время Пивного путча Немирович-Данченко написал ему эпитафию под названием «Прекрасная смерть», в которой нашел конец лидера «Возрождения» достойным, так как тот пал «добрым немцем», закрывшим грудью друга, «гордость националистической Германии». Смерть Шойбнера-Рихтера, по мнению Немировича-Данченко, будет «вписана золотыми буквами в историю мучеников Германии».
Впоследствии сотрудничал в курировавшейся Министерством пропаганды Германии (затем ведомством Альфреда Розенберга) газете «Новое слово».
ФРАНЦИЯ
В 1932 г. переехал во Францию, где получил докторскую степень по праву. Жил в Клиши (близ Парижа), участвовал в младоросском движении.
Во Франции активно занимался журналистской деятельностью (в частности, был секретарем редакции журнала «Иллюстрированная Россия»). Участвовал в общественной деятельности, входя в такие организации как:
Объединение бывших воспитанников Петербургского училища правоведения;
Общество офицеров Генерального штаба;
Объединение поэтов и писателей;
Объединенный клуб послереволюционных течений;
Союз ревнителей памяти императора Николая Второго.
Масон (ложа Свободная Россия, Париж). Посвящён 12 июля 1932 г., возведён в третью степень 13 июня 1934 г.
С 1937 г. - член правления Национального объединения русских писателей и журналистов во Франции.
Выступал со своими произведениями (рассказы, романы, повесть «Конец Дон-Жуана»), занимался переводами с немецкого и французского.
В конце жизни сотрудничал в журнале «Для вас» (Рига).
Еще несколько слов о музее. Он маленький - ну что, не такая уж большая квартира. Но до некоторой степени напоминает несколько бОльшую квартиру Римского-Корсакова на Звенигородском проспекте в Санкт-Петербурге. Только подлинники, ничего "из эпохи". И вообще очень доступен. Центр, времени немного надо потратить. Так же по времени и музей-кватира Вс. Э. Мейерхольда. И еще. Когда-то, навещая маму в больнице, в той же палате видела старушечку, бывшую хористку из театра МХТ. Боже, с каким придыханием она произносила имя Владимира Ивановича!