СОБОРЫ В БОВЕ И АМЬЕНЕ

Oct 18, 2016 22:11







Гелия Певзнер


Собор святого Петра в Бове - самый высокий из готическихсоборов, построенных в Средние века RFI/ G.Pevzner

Из Суассона переезжаем в Бове. Местный собор - самый последний из всех, что были построены в Пикардии. Его строительство началось в 1225 году и так и не закончилось. У собора нет нефа, зато сохранилась прежняя, романская церковь. Ведь новые соборы так и строили - прямо над старыми, постепенно используя их камень, «отъедая» его по кусочку. Амьенский собор - одна из крупнейших достопримечательностей Франции, в том числе и в прямом смысле слова: его здание занимает целый квартал, а внутрь могли бы поместиться два собора Парижской Богоматери.

Марианн Карон, специалист по истории собора в Бове, рассказывает о том, что такое шаг короля и как он повлиял на историю архитектуры.

Марианн Карон: Это самый высокий готический средневековый собор в мире. Любой другой современный ему собор - ниже. Как это получилось? Весь секрет - в мере длины, которая использовалась строителями. Амьенский собор начали строить в 1220 году, а собор в Бове - в 1225, то есть это соборы-братья. Но проблема в том, что метр был введен как единица длины гораздо позднее, только в эпоху Французской революции. А в Средние века высоту меряли локтями, пядями, пальцами, ногтями и шагами. И была еще мера, которая называлась «шаг короля». В Амьене в качестве меры длины выбрали просто шаг, а в Бове - шаг короля, который был на 10 см больше. В результате, в Амьене высота собора - 46,3 м, а в Бове - 48 м. В Бове и верхние окна имеют высоту 22 м. Снизу этого не видно, ощущение масштаба теряется, но это была настоящая гигантомания.

Бове, самый высокий собор Средневековья

Возможно, что именно здесь, в Бове, в Соборе св. Петра, появилось слово «готика» - оно происходит от названия племени готов. Такое название стилю дали итальянцы, по легенде, сам Вазари. Им готика казалась варварской и уродливой.


RFI/ G.Pevzner

Марианн Карон: Когда Франциск Первый вернулся из Италии, позвав за собой Леонардо да Винчи, который приехал к нему чуть позднее, он также привез с собой итальянского архитектора - настоящую звезду эпохи Возрождения. Это был Вазари. И когда Вазари, привыкший к античным зданиям, стены которых были лишены какого бы то ни было декора, увидел эти соборы, этот каменный лес, он показался ему уродливым. В то время все, что называли уродливым, варварским, приходило с востока, от готов. И этот стиль стал называться готикой. Но это название, конечно, позднейшее. Пока соборы только строились, этот стиль назывался «французское искусство».

Очень важно в готике понять, что собор - это прежде всего символ небесного света. Аббат Сугерий, построивший в Сен-Дени первую готическую часовню, хотел, чтобы Lux Dominae вошел внутрь церквей. Архитектура перешла от романских церквей с их тяжелыми стенами и маленькими окнами - к готическим церквям, настоящей каменной раме, где почти уже нет камня, а стены состоят из витражей. То, что мы называем каменным лесом, это контрфорсы и аркбутаны с внешней стороны собора. Специалисты считают, что каменный лес собора в Бове - самый красивый в мире.

Все соборы Пикардии - иллюстрация этого поиска света. Готический собор - это каменное воплощение Иерусалима небесного из Апокалипсиса Св. Иоанна.

Самый высокий собор в мире? Но и этой славы духовенству Бове оказалось мало. Над собором возвели высокую башню, которую было видно путешественникам задолго до того, как те подъезжали к городу. Правда, однажды, в праздник Вознесения, когда процессия во главе с епископом входила в собор, на головы прихожанам посыпались камни. Башня обрушилась, а затем остановилось и строительство самого собора. Он так никогда и не был закончен.

Амьен, готический Парфенон

Говорят, что готические соборы обладают удивительным свойством: внутри они больше, чем снаружи. Это, конечно, иллюзия, вызванная обилием света внутри готических церквей. Но еще один пикардийский собор, в Амьене, поражает своими размерами, когда подъезжаешь к окружающим его улицам. Собор Богоматери в Амьене занимает целый квартал.

Собор в Амьене собрал все рекорды. Это самая большая по объему церковь, построенная в Средние века, ее объем - 200 кубических метров. Это также самая высокая из полностью достроенных средневековых церквей. Ее высота под сводом - 42,3 м, по всей длине здания, с запада до востока, от нефа до алтаря. То есть существует, конечно, собор в соседнем Бове, он выше, его высота над алтарем - 48 метров. Но он не был достроен, у него нет нефа - не все соборы были в свое время достроены. Итак, рекордный объем, рекордная высота, также рекордная площадь: собор вымощен черным и белым камнем на площади 7700 кв. метров. Амьенский собор может вместить в себя два Собора Парижской Богоматери.


Деталь фасада собора в Амьене RFI/ G.Pevzner

Амьенский собор дважды внесен в список наследия Юнеско, первый раз еще в 1981 году, а в списке французских памятников значится еще с XIX века. В других городах то, как выглядели соборы в Средние века, можно увидеть только благодаря художественной подсветке. Краски со стен соборов исчезли, и средневековому человеку любая церковь показалась бы недостроенной, нераскрашенной. На фасаде Амьенского собора при реставрации были обнаружены изначальные цвета статуй, а весной и летом представить себе собор в цвете помогает подсветка, праздник свето-музыки «Cathédrale d’Amiens en lumière».

Каждая скульптура оказывается «раскрашена» светом, а скульптурное богатство фасадов собора привело к тому, что Амьенский собор называют каменной энциклопедией.

Внизу, на высоте человеческого роста, центральный фасад украшен скульптурными четырехлистниками. В каждом - отдельная картина, символ, который переговаривается с соседними, знаки зодиака, месяцы пикардийского сельскохозяйственного календаря, символические изображения человеческих страстей и добродетелей. Грешники падают нагими в ад, прямо в горло страшного чудовища, праведники в благородных одеждах чинно направляются в рай. Внутри собора - также уникальная скульптурная композиция.

Этот скульптурный ансамбль был создан в конце XV века. Это ниши, внутри которых изображены сцены, похожие на театральные, как бы живые картины с экспрессивными персонажами. У них очень выразительные взгляды, они оживленно жестикулируют. Самое удивительное, что все эти скульптуры выточены из камня, причем из очень хрупкого, из известняка. Поэтому внутри каждую фигуру держит металлический стержень, и каждый персонаж состоит из нескольких составленных вместе частей. При этом существует полная иллюзия лепнины, потому что фигуры раскрашены, и есть ощущение цельности фигур. Тогда как головы и руки, например, могут легко отделяться, да и каждый персонаж создан отдельно. Это работа, скорее, не скульптора, а архитектора. Сначала создавался и раскрашивался фон, и между фоном и ближней к нам сценой существуют пять слоев фигур, склеенных друг с другом цементом и выполненных с учетом перспективы. Но это сборная работа - точно так же составляют рождественские вертепы.

Паломников собор притягивает не только своей красотой. Здесь хранится одна из главных реликвий христианского мира - голова Св. Иоанна Крестителя. Впрочем, Огюст Роден утверждал, что собор создает ощущения покоя, надежности и доверия именно благодаря гармонии, то есть красоты. Как и в Сен-Кентене и Шартре, в Амьене есть лабиринт, правда, здесь утверждают, что он воплощает путь паломника. В наши дни паломников, вышагивающих по замысловатому пути черного камня, тоже можно увидеть. Но по лабиринту с удовольствием бегают и дети.

Пруст посвятил Амьенскому собору рассказ, который и начинается с размышлений о том, с какой стороны лучше подойти к зданию - так оно велико.


Амьен RFI/ G.Pevzner

«Лучше всего пойти по главной улице старого города, пересечь реку и оттуда, издалека, выйти к известковому холму, где высится собор, - говорит он. - Так вы сможете оценить истинные размеры башен и поймете, как высоко они вознесены над всем городом; а потом возвращайтесь назад и идите к собору напрямик любым переулком, выбирайте мосты, какие попадутся, чем грязнее и извилистее окажутся улицы, тем лучше, и выйдете ли вы к западному фасаду или к апсиде, вы найдете их достойными всех трудностей, которые вам пришлось преодолеть, чтобы до них добраться. Но собор - это не только красота, которой мы не можем не восхищаться. Даже если для вас это уже не наставление, коему надлежит следовать, то во всяком случае - книга, которую надо понять. Портал готического собора и конкретно - собора Амьенского - это Библия».

Самое главное впечатление от собора вы получите, если подниметесь наверх и заблудитесь в его каменном лесу. Тогда посреди шумного города удастся заблудиться и во времени. Но главное потрясение поездки вас ждет дома, по возвращении. Разбирая фотографии, вы неожиданно поймете, что вам удалось построить идеальный готический собор, о котором мечтали средневековые строители. Для этого всего-то и нужно было взять все пикардийские соборы и перемешать. У «небесного Иерусалима», воплощенного в камне, оказалась высота Бове, объем Амьена, колокольни Лана, очарование Сенлиса, свет Суассона, величие Нуйаона и музыкальная гармония Сен-Кентена. Этого собора никогда не существовало, но теперь он у вас есть.

Амьенский паштет из утки

Амьенский утиный паштет

Коньяк - 50 г
Бекон - 250 г
Утиный бульон - ¼ л
Желатин - 2 листка
Яйца - 2 шт.
Шампиньоны - 50 г
Лук - 2 шт.
Сельдерей - 1 стебель
Морковь - 1 шт.
Сливочное масло - 500 г
Мука - 300 г
Вода - 120 г
Утиная печень - 200 г
Утка - 1 шт. (1,5 кг)
Мускатный орех - ¼ ч. л.
Соль, перец, растительное масло

Разве не удивительно найти полезный туристический совет у Марселя Пруста? «Остановитесь ненадолго по пути и, чтобы сохранить хорошее настроение, купите каких-нибудь конфет или пирожных в одной из очаровательных кондитерских и отправляйтесь осматривать собор», - пишет он. Последуйте его совету - в Амьене хороши и кондитерские, и пекарни. В одной из них вы непременно найдете и знаменитый амьенский паштет из утки, такую же древнюю достопримечательность города, как и сам собор. Ведь Амьен находится совсем близко от дельты реки Соммы, на которой он стоит, вокруг него всегда были реки, ручьи и болота, а значит, и утки.

Утку нужно нафаршировать, а для этого вынуть из нее кости. Для этого сначала отрезать часть крыльев после сустава. Затем сделать на спине два глубоких, до кости, надреза. Один - небольшой, поперек позвоночника, чуть выше хвостовой части. А другой, длинный, вдоль хребта. Отделить ножом все утиное мясо от кости. Разрезать плечевые суставы - крылья окажутся отрезанными от хребта, но по-прежнему прикрепленными к мясу, и снять мясо с грудной клетки. Так же отсоединить от каркаса бедрышки. Теперь можно снять мясо с птицы, как чулок. На каркасе останется филе, его нужно аккуратно отрезать.

Нарезать кусочками утиное филе, вытопить бекон и пожарить его и утиную печень на полученном жире не до готовности. Фламбировать их коньяком, посолить, поперчить, добавить мускатный орех, залить бульоном и дать остыть. Мелко нарезать шампиньоны, измельчить два крутых яйца и тоже добавить к мясу.

Раскатать половину рубленого теста, утку наполнить фаршем, завернуть как рулет, закрыть второй раскатанной половиной теста. Обрезать ненужное и защипать, из обрезков сделать украшения. Посреди корки сделать дырку и вставить туда «трубу» из плотной бумаги: через нее при готовке будет выходить пар.

Готовить на температуре 170 градусов, примерно полтора часа. Полностью охладить и влить через «трубу» желе из двух листков желатина, размоченных в 100 г мадеры. Поставить в холодильник и подавать на следующий день, когда застынет желе.

Отсюда:
http://ru.rfi.fr/stil-zhizni/20160912-vremya-soborov-4-bove-i-amen

соборы, архитектура, история, витражи, еда, писатели, Франция, rfi, готика

Previous post Next post
Up