МАГРИТТ В ЦЕНТРЕ ПОМПИДУ

Oct 10, 2016 10:29

Магритт в Центре Помпиду: прекрасная встреча зонта и швейной машинки

Гелия Певзнер


Рене Магритт «Состояние человека», 1935 год © Adagp, Paris 2016

«Прекрасно, как случайная встреча зонтика со швейной машинкой на столе для вскрытия», - пишет предтеча французского сюрреализма Лотреамон, произведения которого позднее проиллюстрирует Рене Магритт. «Прекрасно, как встреча Магритта с философами в Центре Помпиду», - можно сказать об открывшейся в Париже крупнейшей ретроспективе Магритта, посвященной интересу художника к философии, начиная с ранних работ, до картины «Вероломство образов» и переписки с Мишелем Фуко. «Вероломство образов» - название и самой выставки. Экспозиция продолжает серию монографических выставок крупнейших художников 20 века, которые проводит Центр Помпиду (Эдвард Мунк, Анри Матисс, Марсель Дюшан).

Что можно увидеть в Центре Помпиду?

Выставка огромна. Здесь есть все главные работы, а также малоизвестные, из крупнейших музеев и частных коллекций. Сотни картин, рисунков, архивных документов.

Что значит «Вероломство образов»?

Название картины еще переводят как «Предательство образов». Если коротко, достаточно вспомнить саму картину, которая носит это название. На ней изображена курительная трубка. Под ней надпись: «Это не трубка». С точки зрения Магритта, все правильно и логично. Образ - не есть сам предмет. Или, например, «Условия человеческого существования»: картины, где, например, изображение моря и горизонта, или гор и горизонта, заменяет часть и моря, и гор, и горизонта. Вероломство и есть.


Рене Магритт «Декалькомания», 1966 год © Photothèque R. Magritte / Banque d’Images, Adagp, Paris, 2016
Что мы знаем о жизни Рене Магритта?

Родился в семье портного и модистки в бельгийском городе Лессин в 1892 году. Когда Магритту было 13 лет, тело его матери нашли в реке. Сам он никогда на эту тему не высказывался. Сначала зарабатывал на жизнь тем, что писал афиши и рисовал рекламу (называл это «дурацкой работой»). Три раза вступал в бельгийскую компартию и трижды из нее выходил. В 1967 году Рене Магритт скончался в Брюсселе от рака, в то время как в городе шла его ретроспектива.

О каких философах идет речь?

В 1951 году бельгийский философ Альфонс де Вэленс (первый переводчик Мартина Хайдеггера и комментатор Мориса Мерло Понти) начинает выпускать журнал «Экзистенциализм», и Магритт вступает с ним в переписку. В 1962 году начинается переписка с основателем «новой риторики» Хаимом Перельманом. А в 1966 году Магритт знакомится со «Словами и вещами» Мишеля Фуко и на протяжении двух лет обменивается с философом письмами, после чего тот выпускает труд «Это не трубка» (1973).

Почему искусствоведы часто пишут о пещерах на его картинах?

Потому что это тоже имеет отношение к «предательству» образов. Магритт несколько раз иллюстрирует текст из Платона, где идет речь о пещере. В пещере сидят пленники, и эта изолированность от мира полностью искажает их представление о мире. Впрочем, у Магритта пещерой может оказаться и простая комната. Вопрос про пещеру задавали и самому художнику в 1964 году: «Почему на ваших картинах так много пещер?». Ответ был очевиден: «Потому что мы окружены пещерами».


Выставка Рене Магритта в Центре Помпиду AFP/ MARTIN BUREAU
Трубка, пещера - какие еще предметы важны для Магритта?

Занавес. И картины-обманки. Плиний Старший приводил в пример разрисованные обои как образец иллюзорности изображения. Потом голландские художники также развлекались тем, что рисовали занавес, похожий на настоящий настолько, чтобы хотелось его отодвинуть, и натюрморты-обманки. Вермеер и Рембрандт тоже использовали этот прием. Кроме того, на картинках Магритта множество обычных предметов: яйцо, шляпа, яблоко… Обычных, но таинственных.
Отсюда:
http://ru.rfi.fr/kultura/20160927-magritt-v-tsentre-pompidu-prekrasnaya-vstrecha-zonta-i-shveinoi-mashinki-2

Магритт, Париж, rfi, художники, выставки, музеи, живопись

Previous post Next post
Up