ПЕТР ВЕЛИКИЙ. ПРИЖИЗНЕННЫЕ ПОРТРЕТЫ

Jul 11, 2016 23:22

Оригинал взят у ele_n_a в прижизненные портреты петра первого.
Оригинал взят у ele_n_a в прижизненные портреты петра первого.


Жан - Марк Натье. Портрет Петра Первого. 1717 г.

Сообразив, что давно я не занималась одной из своих любимых тем - портретами, решила рассмотреть с помощью википедии окружение петра первого.
Но - для начала возник вопрос - а как, собственно, выглядел сам Петр?

Петра изображали последние 300 лет едва ли не больше всех остальных деятелей российской истории вместе взятых.
существуют его прижизненные восковые слепки, на которых царь - как живой...
посмертная маска...

Проблема в том, что мало кто на них смотрит, да и выражения в них уже не уловить - только пропорции черт.

А в том количестве изображений, которые имеются, истинный облик царя несколько размыт.

С одной стороны - он легко узнаваем:
высокий рост,
темные полудлинные волосы,
круглое лицо,
совиные глаза и усы щеточкой.

На старообрядческих иконах, к примеру, петра любили изображать в образе злодеев - так и невозможно ошибиться - кто именно нарисован.

С другой стороны - существует огромное количество искажений, скажем так, в угоду текущему моменту или особенностям восприятия и мастерства художников.

Петр в послесмертной истории своих портретов изображался: и вдохновенным романтическим героем, и спортсменом с широкими плечами, и застенчивой серостью, и уродом, моральным и физическим, и натуральным чудовищем, и вообще непонятно кем, кого только по глазам да усам опознать можно...

Петр был человеком не тщеславным, подхалимов не любил, себя в зеркало прекрасно видел, в величии своем не сомневался, в лести не нуждался, это дает надежду на то, что прижизненные портреты, со скидкой на способности художника к рисованию, должны быть довольно объективны.

Первый российский император был личностью сложной: очень умный, деятельный, поразительно энергичный и волевой, но - при этом нервноприпадочный, большими тонкостями обращения с ближними себя не утруждающий, ведущий крайне нездоровый образ жизни.

Надо помнить, что он также от рождения был наделен грандиозной властью и баснословным богатством. и несмотря на некоторые шероховатости его пути к единоличному правлению, благодаря которым нервы царя и расстроились, это был человек, с колыбели привыкший, что его любые приказы выполняются всеми и всегда.

Все эти его особенности отражались в манере себя держать, чертах лица и взгляде.

В разные времена художники, изображая царя, акцентировали внимание поочередно на тех или иных его свойствах.
А вот что видели современники?

Предлагаю насладиться впечатлением...

Музыкальным сопровождением взят один из самых старинных российских маршей. который в народе так и назывался последующие после создания триста лет - Петровский марш.
Официальное его название - Марш лейб - гвардии Преображенского полка.
Полк был создан Петром в годы его юности и стал основой всех его преобразований и побед.
Музыка написана в те же времена. и в полной мере отражает их дух и славу.

Марш имел и слова.
2 варианта, написанных в начале XIX века, их можно найти в Интернете.
Очень характерны первые строки:

1-й вариант -
...пойдем, братцы, за границу, бить Отечества врагов...

2-й вариант -
...славны были наши деды, помнит их и швед и лях...

(это было небольшое лирическое отступление вдоль темы)

<По-моему, заменяя у автора строчные буквы на прописные, я заодно и стерла все портреты. Вот они, по ссылке:
http://history-of-art.livejournal.com/1029619.html
- evakroterion>

история, история костюма, портреты, музыка, Российская империя, императоры

Previous post Next post
Up