БАННЫЙ ДЕНЬ ВО ФЛОРЕНЦИИ

Mar 02, 2016 20:01





Целая армия реставраторов, вооруженных щетками и пылесосами, в течение пяти часов приводила в порядок знаменитую статую Микеланджело "Давид". Спецоперация продолжалась около пяти часов и впервые попала под объективы репортеров

Как указывает Discovery, последние 12 лет Давида возвращают к первозданной чистоте регулярно. По словам Сесиль Холберг, директора флорентийской Академии искусств, специалисты которой заботятся о шедевре, статуя нуждается в очистке от пыли в средне каждые два-три месяца. При этом крайне важно не повредить мрамор.

Как отмечает The Local со ссылкой на AFP, работу реставраторов спонсировала американская некоммерческая организация "Группа друзей Флоренции", которая за последние годы вложила 500 тысяч евро в сохранение шедевров Возрождения.



Пятиметровая статуя работы знаменитого мастера эпохи Ренессанса появилась на площади Синьории во Флоренции в 1504 году. Это изваяние со временем стало восприниматься не только как символ Флорентийской республики, но и как высшее достижение Возрождения и человеческого гения в целом.



Скульптура, изображающая библейского пастуха Давида, который победил великана Голиафа, была создана задолго до объединения Италии, когда Флоренция еще была столицей Флорентийской республики. По мнению историков искусства, она стала символом соперничества с более влиятельными городами, в том числе и Римом.

Статуя Давида была заказана Флорентийским кафедральным собором, в 1504 году работа была окончена, и Микеланджело получил гонорар в размере 400 флоринов. Тем не мене, римским юристам удалось обнаружить архивные документы, которые ставят под вопрос принадлежность шедевра. Согласно их докладу, законным наследником Флорентийской республики является не сама Флоренция, а итальянское государство. В 2010 году Маттео Ренци, тогда - мэр Флоренции, ныне - премьер Италии, вынужден был защищать Давида от притязаний римлян.

В течение столетий Давид оставался грязным, его очистку проводили лишь время от времени. Решить вопрос с его регулярной помывкой удалось лишь в 2004 году, к 500-летию шедевра, после окончания реставрации. Споры о том, следует ли протирать Давида сухими тряпочками или использовать дистиллированную воду, разделили тогда всю Италию.

ИЗ ПУБЛИКАЦИИ СЕНТЯБРЯ 2003 ГОДА

Во вторник наконец-то началась долгожданная "влажная реставрация" статуи Давида работы Микеланджело. После ожесточенной полемики по поводу того, как лучше проводить очистку самой знаменитой в мире статуи, было принято решение использовать влажные целлюлозные компрессы, а не производить очистку при помощи щеток и тряпок, как предполагалось ранее.

"Работа будет готова весной, как раз к празднованию пятисотлетней годовщины с момента создания шедевра", - с уверенностью заявила реставратор Чинциа Пармигони, которая в присутствии публики будет работать на статуе на специальных помостах каждый день с 14 до 21 часа.

Директор Академии, в которой размещен Давид тоже чувствует себя уверено: "Мы спокойны. "Влажная реставрация" более безопасна для статуи, чем "сухая", поскольку позволяет избежать ударов и отрицательного воздействия, которое возникает в случае использования щеток и тряпок". Об этом пишет во вторник Corriere della Sera (перевод на сайте Inopressa.ru).

Пресс-конференция с участием главного инспектора Антонио Паолуччи, директора Opificio delle Pietre Dure, организации, занимающейся вопросами реставрации памятников, Кристины Ачидини и эксперта Национального совета по научным исследованиям Мауро Маттеини, сопровождаемая показом видеоматериалов, была нацелена на то, чтобы покончить с продолжавшимся шесть месяцев противостоянием между десятками ученых из разных стран мира по поводу реставрации статуи. Реставрацию некоторые из них считали ненужной и опасной.

Сначала очистку Давида доверили Аньезе Парронки, которая намеревалась произвести ее сухим способом. Когда Парронки в сентябре прошлого года было поручено это задание, она, казалось, идеально подходила для этой работы, поскольку уже имела опыт успешной очистки других памятников искусства.

Три месяца она провела, составляя цифровую компьютерную модель "Давида". В конце концов она пришла к выводу, что статую необходимо очищать "сухим" методом, используя мягкие щетки, ватные тампоны, ластик и замшевую ткань. Когда же ее попросили очистить мраморную статую в соответствии с результатами лабораторных исследований, Парронки отказалась продолжать работы. Вспыхнула дискуссия - между директором Академии, Франкой Фаллетти, которая предлагает так называемый "мокрый" метод, и госпожой Парронки, выступающей за "сухой" метод.

"Мокрый" метод госпожи Фаллетти основывается на документе, подготовленном комитетом ученых из Департамента по реставрации предметов искусства при правительстве. После долгих экспериментов специалисты пришли к выводу, что наибольшую опасность для "Давида" представляет гипс, который они предложили удалить при помощи влажных компрессов, используя дистиллированную воду, что, по их мнению, также поможет удалить пыль из пор.

Наиболее распространенное вещество, которое необходимо снять со статуи, - гипс. Поэтому на многочисленные части статуи, на которых присутствует гипс, будут наложены компрессы из целлюлозы и сепиолита в дистиллированной воде, а под компрессы будет подложена специальная бумага. Затем поверхность будет с миллиметровой точностью обработана маленькими тампонами из гидрофильной ваты.

На те участки статуи, где присутствуют следы воска, будут наложены тампоны, пропитанные веществом на основе нефти. Подобающей нежной очистке будет подвергнута также патина из оксалата кальция, которая вновь станет видна по окончанию работ. Реставраторы на протяжении всей работы будут использовать специально составленную карту поверхности статуи.

Мрамор, из которого изготовлена скульптура "Давида", никогда не считался идеальным. Пятиметровый блок, добытый в одном из карьеров недалеко от города Каррара, почти 40 лет пролежал во внутреннем дворе Флорентийского Собора, прежде чем Микеланджело взялся за него. Даже завершив скульптуру, он еще целых четыре месяца занимался обработкой и полировкой мрамора, прежде чем скульптура был представлена публике в сентябре 1504 года.

С тех пор с "Давидом" не всегда обходились достойным образом. В 1527 году во время восстания у него отломали руку. Белая смесь извести и песка, которую использовали, чтобы вернуть руку на место, видна до сих пор. Затем на статуе в течение трех столетий накапливалась сажа, а в 19 веке памятку нанесли еще больший урон две непрофессиональные операции по его очистке: в 1810 году его покрыли воском, а в 1843 году воск вместе с подлинной патиной смыли при помощи соляной кислоты.

В 1873 году "Давида" перенесли в главный холл Академии Художеств. Однако и на этот раз злоключения античного красавца не закончились. В 1991 году психически неуравновешенный итальянец Пьеро Канната молотком отбил средний палец на левой ноге "Давида". Пришлось делать для статуи новый палец.

ИЗ ПУБЛИКАЦИИ МАЯ 2004 ГОДА. Флорентийцы впервые за последние 130 лет вымыли знаменитую скульптуру Микеланджело "Давид". Это было сделано как раз к 500-й годовщине создания статуи. Статуя создавалась Микеланджело с 1502 по 1504 год. Эта реставрация стала первой чисткой скульптуры с тех пор, как она была перемещена в галерею с Флорентийской площади, где она почти четыре столетия простояла под открытым небом. Это произошло 130 лет назад

Скульптура Давида была накануне торжественно заново открыта в Академии Флоренции после окончания процесса реставрации:


Эта реставрация стала первой чисткой скульптуры с тех пор, как она была перемещена в галерею с Флорентийской площади, где она почти четыре столетия простояла под открытым небом. Это произошло 130 лет назад.

Сам процесс чистки статуи - да и полемика, которая окружала эту процедуру - настолько переполнили душу реставратора Чинции Парнигони, что вызвали у нее слезы, отмечает The Daily Telegraph. "Я чувствовала огромный груз ответственности на моих плечах, - сказала она. - Не всегда легко найти силы внутри себя, чтобы справиться с такой колоссальной задачей. Я очень счастлива, что все позади, и мы успешно справились с реставрацией. Правда я немного устала".

Она взялась за эту задачу после того, как от нее отказалась Агнис Паррончи, признанный во всем мире реставратор скульптур Микеланджело. По словам Паррончи, она решила, что лучше оставить эту работу, чем слушать указания сверху по поводу того, какую технику использовать для чистки статуи. По словам Чинции Парнигони, противоречия были вызваны "отравленной атмосферой" вокруг процесса реставрации и полемики вокруг способа чистки статуи, который лучше всего подходил бы для этой скульптуры.

Агнис Паррончи отказалась от проекта, когда руководство заявило ей, что осторожный и медленный метод сухой чистки, которым она собственно и прославилась, будет теперь заменен методом влажной чистки. Сухой метод, при котором используются кисти, хлопковые почки, ластики и замшевая ткань, предназначен для мягкого снятия слоя грязи.

Агнис Паррончи заявила, что техника влажной чистки, которую ее заставило использовать руководство в лице директора Академии Франка Фалетти, предусматривает обработку статуи дистиллированной водой, которая может вызвать риск отслаивания зеленоватого налета и масел, использовавшихся Микеланджело при создании статуи.

Несмотря на все споры, статуя была заново открыта во флорентийской академии, где проходили работы в понедельник <речь идет о проходившей в 2004 году первой за 130 лет чистке статуи. - evakroterion>.

"Давид точно такой же, как и раньше. Это как раз то, что мы хотели. Мы хотели, чтобы люди. Посещающие галерею, не осознавали, что статуя была подвержена реставрации", - заявил Антонио Паолуччи, представитель галереи.

http://www.newsru.com/cinema/01mar2016/david.html

Рим, Флоренция, yahoo news, Италия, интересненькое, музеи, Микеланджело

Previous post Next post
Up